1. Отсоедините отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
2. Слейте охлаждающую жидкость из двигателя.
3. Снимите ремень привода ГРМ (см. раздел "Ремень привода ГРМ").
4. Снимите распределитель (4S-FE) или объединенный узел зажигания (3S-FE).
5. Отсоедините трос акселератора.
6. Отсоедините трос управления клапаном-дросселем (АКПП).
7. Снимите кронштейн троса акселератора.
8. Отсоедините вакуумные шланги.
9. Отсоедините жгут проводов.
10. Снимите генератор в сборе и регулировочную планку генератора.
11. Отсоедините впускной шланг радиатора.
12. Отсоедините входной топливный шланги и шланг возврата топлива.
13. Отсоедините шланг перепуска охлаждающей жидкости.
14. Отсоедините выпускной шланг отопителя.
15. Отсоедините трубку перепуска охлаждающей жидкости.
16. Снимите стойку вакуумного ресивера №2.
17. Отсоедините приемную трубу системы выпуска.
18. Снимите крышку головки блока цилиндров.
19. Снимите распределительные валы впускных и выпускных клапанов.
Примечание: поскольку осевой зазор распределительного вала очень мал, то для предотвращения заклинивания и/или повреждения вала при его демонтаже необходимо удерживать вал в горизонтальном положении, для этого необходимо соблюдать изложенную ниже процедуру демонтажа.
а) Гаечным ключом проверните распределительный вал на 2-3 оборота, предварительно проверните коленчатый вал так, чтобы поршни встали в среднее положение. Нанесите метки краской на шкив коленчатого вала для последующей установки.
б) Найдите на шестернях установочные метки и отметьте их маркером.
в) Установите распределительные валы в исходное положение и измерьте тепловые зазоры в клапанах, с тем чтобы, при сборке их сразу отрегулировать.
А. Снимите распределительный вал выпускных клапанов.
а) Установите распределительный вал привода впускных клапанов так, чтобы отверстие под технологический болт шестерен распределительного вала впускных клапанов было на 10-45° до установки в ВМТ, как показано на рисунке.
Примечание: в этом положении выступы кулачков распределительного вала выпускных клапанов цилиндров №2 и №4 воздействуют на толкатели клапанов.
б) Прикрепите вспомогательную шестерню распределительного вала выпускных клапанов к главной шестерне технологическим болтом.
Рекомендуемый технологический болт:
- диаметр резьбы — 6 мм
- шаг резьбы — 1,0 мм
- длина болта — 16-20 мм
Примечание: при снятии распределительного вала убедитесь, что в результате данной операции нейтрализовано скручивающее усилие пластинчатой шайбы вспомогательной шестерни.
в) Нанесите краской на распределительные валы метки для их последующего совмещения при установке.
г) Равномерно ослабьте и снимите болты крышек подшипников за несколько проходов в следующей последовательности: №5 - №1 - №2 - №4.
Примечание: не отворачивайте болты крепления крышки подшипника №3 на этой операции.
д) Снимите крышки подшипников №1, №2, №4 и №5.
е) Поочередно ослабьте и снимите л два болта крышки подшипника №3.
ж) Снимите крышку подшипника №3 и распределительный вал выпускных клапанов.
Примечание:
- - Если распределительный вал не поднимается прямо и горизонтально, повторно затяните болт крепления крышки подшипника №3 и проделайте операции по установке крышек подшипников и установочного штифта. Затем проделайте операции по снятию распределительного вала выпускных клапанов заново.
- - Не применяйте специнструмент для снятия распределительного вала.
Снимите распределительный вал впускных клапанов.
а) Установите установочный штифт распределительного вала впускных клапанов на 80-115° до установки в ВМТ.
Примечание: в этом положении выступы кулачков распределительного вала впускных клапанов цилиндров №1 и №3 воздействуют на толкатели клапанов.
б) Отверните два болта, снимите крышку переднего подшипника и сальник.
в) Равномерно ослабьте и снимите болты крышек подшипников №2, №4 и №5 за несколько проходов в следующей последовательности: №5 -№2 - №4.
Примечание: не отворачивайте болты крепления крышки подшипника №3 на этой операции.
г) Снимите крышки подшипников №2, №4 и №5.
д) Поочередно ослабьте и снимите два болта крышки подшипника №3.
е) Снимите крышку подшипника №2 и распределительный вал.
Примечание:
- - Если распределительный вал не поднимается прямо и горизонтально, повторно затяните болты крепления крышки подшипника №2 и проделайте операции по установке крышек подшипников и установочного штифта. Затем проделайте операции по снятию распределительного вала выпускных клапанов заново.
- - Не применяйте специнструмент для снятия распределительного вала.
20. При необходимости разберите распределительный вал выпускных клапанов.
а) Установите распределительный вал в тиски, как показано на рисунке.
Примечание: не повредите распределительный вал, так как он хрупкий.
б) Вставьте технологический болт (А) в технологическое отверстие вспомогательной шестерни привода распределительного вала,
в) Отверткой поверните вспомогательную шестерню по часовой стрелке, и снимите технологический болт (В).
Примечание: будьте осторожны, чтобы не повредить распределительный вал.
г) Пассатижами снимите стопорное кольцо.
д) Снимите:
- (1) Пружинную шайбу;
- (2) Вспомогательную шестерню привода распределительного вала;
- (3) Пружинное кольцо шестерни распределительного вала.
21. Снимите головку блока цилиндров
а) Равномерно ослабьте и снимите 10 болтов крепления головки блока цилиндров в несколько проходов, в показанной на рисунке последовательности.
Примечание: неправильный порядок отворачивания болтов может привести к деформации головки блока цилиндров или к появлению трещин.
б) Снимите головку блока цилиндров с направляющих штифтов на блоке цилиндров и положите ее на верстак, подложив деревянные бруски и тряпки.
Примечание: если головка блока снимается тяжело, можно использовать мощную отвертку, вставляя ее в газовый стык, как показано на рисунке. Однако старайтесь не повредить поверхности головки и блока, а также прокладку головки блока.