2. Установите болты крепления головки блока цилиндров.
Примечание:
- - Болты крепления головки блока цилиндров затягиваются в два этапа.
- - Если какой-либо болт крепления головки блока цилиндров сломан или деформирован, замените его.
а) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крепления.
б) Установите и равномерно затяните 10 болтов крепления головки блока цилиндров и пластинчатые шайбы в несколько проходов, в показанной на рисунке последовательности.
- Момент затяжки — 49 Нм
Если при затяжке какого-либо болта . не достигается требуемый момент затяжки, замените болт.
в) Нанесите метки краской на переднюю часть болтов головки блока цилиндров.
г) Затяните болты головки блока цилиндров на 90°, в указанной выше последовательности.
д) Проверьте, что нанесенная краской метка стоит на 90° от первоначального положения.
2. Установите трубки свечей зажигания (если снимали).
а) Очистите отверстия под трубки свечей зажигания в головке блока цилиндров. Удалите масло керосином или бензином.
б) Нанесите герметик на резьбы трубок свечей зажигания и установите трубки в головку блока цилиндров.
в) Используя гайку трубки свечей зажигания и торцевой ключ на 30 мм, затяните трубки свечей зажигания.
- Момент затяжки — 39 Нм
3. Соберите распределительный вал выпускных клапанов (если разбирали).
а) Установите распределительный вал в тиски.
Примечание: будьте осторожны, не повредите распределительный вал.
б) Установите следующие детали:
- (1) Пружинное кольцо шестерни распределительного вала.
- (2) Вспомогательную шестерню привода распределительного вала.
- (3) Пружинную шайбу.
Примечание: совместите направляющие штифты на шестернях с концами пружины.
в) Используя инструмент установите стопорные кольца.
г) Вставьте технологический болт "А" в технологическое отверстие вспомогательной шестерни привода распределительного вала.
д) Используя отвертку, совместите отверстие главной шестерни привода распределительного вала и вспомогательной шестерни, поворачивая вспомогательную шестерню привода распределительного вала по часовой стрелке; затем установите технологический болт (В).
Примечание: не повредите распределительный вал.
е) Совместите зубья главной и вспомогательной шестерни, и затяните технологический болт В.
4. Установите распределительные валы.
Примечание: при установке распределительных валов необходимо учитывать, что величина осевого зазора очень мала, поэтому валы должны укладываться в постели подшипников строго горизонтально, без перекосов, во избежание заедания и/или повреждения валов.
А. Установите распределительный вал впускных клапанов.
а) Нанесите слой моторного масла на торцевые упорные поверхности распределительного вала.
б) Установите распределительный вал впускных клапанов на 80-115° до установки в ВМТ поршня первого цилиндра.
Примечание: при данных углах выступы кулачков цилиндров №1 и №3 распределительного вала впускных клапанов нажимают на толкатели.
в) Нанесите герметик на крышку подшипника №1, как показано.
г) Установите крышки подшипников в соответствии с маркировкой на их корпусах.
д) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под-головки болтов крепления крышек подшипников.
е) Установите крышку подшипника №3 и равномерно затяните болты ее крепления за несколько проходов.
- Момент затяжки — 19 Нм
ж) Установите и равномерно затяните болты крепления крышек подшипников в несколько проходов, в следующей последовательности: №4 - №2 - №5.
- Момент затяжки — 19 Нм
з) Нанесите консистентную смазку на новый сальник.
и) Используя оправку подходящего диаметра и молоток, установите сальник
Б. Установите распределительный вал выпускных клапанов.
а) Установите установочный штифт распределительного вала впускных клапанов в положение 10-45 до ВМТ.
Примечание: при этом выступы ку-лачков №2 и №4 цилиндров распределительного вала впускных клапанов нажимают на толкатели.
б) Нанесите слой моторного масла . на торцевые упорные поверхности распределительного вала.
в) Введите в зацепление шестерни привода распределительных валов выпускных и впускных клапанов, совместив друг с другом установочные метки на шестернях.
г) Сохраняя зацепление шестерен, скатите распределительный вал выпускных клапанов в посадочные места его шеек на головке блока цилиндров.
Примечание: если имеются также сборочные метки на шестернях, как показано на рисунке, то не используйте эти метки для установки.
д) Поверните распределительный вал впускных клапанов по часовой стрелке, до тех пор пока распределительный вал выпускных клапанов не установится в опорных шейках без качения.
Примечание: очень важно соблюдать последовательность затяжки болтов крышек подшипников в последующих шагах.
е) Установите крышки подшипников.
ж) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления крышек подшипников.
з) Установите крышку подшипника №3 и равномерно затяните болты ее крепления за несколько проходов.
- Момент затяжки — 19 Нм
и) Установите и равномерно затяните болты крепления крышек подшипников в несколько проходов, в следующей последовательности: №2 - №4 - №1 - №5.
к) Отверните технологический болт "В".
л) Поверните распределительные валы и проверьте совмещение меток на шестернях.
5. Поверните распределительный вал и расположите кулачки рабочими выступами вверх, проверьте и отрегулируйте, при необходимости, зазор в приводе клапанов.
6. Установите сегментные заглушки (если снимались).
а) Удалите старый уплотнительный материал.
б) Нанесите герметик на сегментные заглушки, как показано на рисунке.
в) установите две сегметные заглушки в головку блока цилиндров.
7. Установите крышку головки блока цилиндров.
а) Удалите остатки старой прокладки.
б) Нанесите герметик на головку блока цилиндров, как показано в рисунке.
Примечание: при использовании старой прокладки смажьте всю поверхность.
в) Установите прокладку на крышку головки блока цилиндров.
г) Установите крышку головки блока цилиндров и уплотнения трубок свечей зажигания с гайками. Равномерно затяните гайки в несколько проходов.
- Момент затяжки — 23 Нм
Примечание: установите уплотнения трубок свечей зажигания, чтобы их метки располагались, как показано на рисунке.
Подсоедините приемную трубу системы выпуска.
Момент затяжки:
- крепление к выпускному коллектору — 63 Нм
- крепление к промежуточной трубе системы выпуска — 44 Нм
9. Установите стойку вакуумного ресивера №2.
- Момент затяжки — 44 Нм
10. Подсоедините трубку перепуска охлаждающей жидкости.
- Момент затяжки — 20 Нм
11. Подсоедините выпускной шланг отопителя.
12. Подсоедините шланг перепуска охлаждающей жидкости.
13. Подсоедините входной топливный шланг и шланг возврата топлива.
14. Подсоедините впускной шланг радиатора.
15. Установите генератор в сборе и регулировочную планку генератора.
Момент затяжки:
- крепление к кронштейну — 53 Нм
- крепление к насосу охлаждающей жидкости — 22 Нм
16. Подсоедините жгут проводов.
17. Подсоедините вакуумные шланги.
18. Установите кронштейн троса акселератора.
19. Подсоедините трос управления клапаном-дросселем (АКПП).
20. Подсоедините трос акселератора.
21. Установите распределитель (4S-FE) или объединенный узел зажигания (3S-FE).
22. Установите ремень привода ГРМ (см. раздел "Ремень привода ГРМ").
23. Залейте охлаждающую жидкость из двигателя.
24. Отсоедините отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.