- Потеря мощности двигателя.
- Уменьшение количества охлаждающей жидкости. Белесые выхлопные газы.
- Потеря масла.
- Наличие охлаждающей жидкости в двигательном масле. Повышение уровня масла, а не снижение его. Серый цвет моторного масла. Пузырьки на указателе уровня масла, снижение вязкости масла.
- Присутствие двигательного масла в охлаждающей жидкости.
- Вспенивание охлаждающей жидкости.
- Отсутствие компрессии в двух соседних цилиндрах.
Снятие
Отсоединить кабель массы (-) от аккумуляторной батареи.
Внимание: При этом стираются записи в памяти бортового компьютера, в частности, запись неисправностей и код радиоприемника. Перед отключением аккумуляторной батареи необходимо ознакомиться с содержанием раздела "Снятие и установка аккумуляторной батареи".**
Снять воздушный фильтр.
Слить охлаждающую жидкость.
Отсоединить тягу газа.
Отсоединить следующие вакуумные шланги, предварительно их замаркировав:
- шланг у коробки с активированным углем;
- шланг у усилителя тормоза;
- шланг к указателю расхода топлива у правой амортизационной стойки;
- шланг к вакуумному переключателю системы впрыска у переборки, отделяющий двигательный отсек от салона;
- шланг к вакуумному переключателю системы впрыска у правой опоры двигателя;
Отсоединить все электрические провода, идущие к двигателю, предварительно замаркировав их;
- комбинированный штеккер кислородного датчика (лямбда-зонда);
- комбинированный штеккер системы зажигания у распределителя зажигания;
- штеккер указателя температуры охлаждающей жидкости;
- штеккер реле давления масла;
- комбинированный штеккер термореле времени;
- комбинированный штеккер датчика указателя температуры охлаждающей жидкости;
- комбинированнный штеккер вакуумного датчика;
- комбинированный штеккер вентилей впрыска и вентиля холодного запуска;
- комбинированный итеккер потенциометра дроссельной заслонки;
- вакуумный датчик справа над опорой двигателя;
- кабель массы головки цилиндров;
- штеккер и соединители на задней стенке генератора;
- штеккерное соединение жгута проводов сзади правой амортизационной стойки;
Вывернуть болты крепления жгута проводов у выпускного коллектора и отвести жгут в сторону, чтобы он не мешал дальнейшим работам по снятию двигателя.
Ослабить болт крепления трубопровода подвода топлива к распределительной магистрали, покрыть соединение ветошью и сбросить давление. После этого трубопровод отсоединить полностью и заглушить его. Отсоединить топливный трубопровод возврата топлива и заглушить его. Вытекшее топливо собрать в емкость.
Отсоединить все шланги охлаждающей жидкости от выпускного корпуса охлаждающей жидкости, предварительно раскрыв хомуты.
Отсоединить шланги охлаждающей жидкости подогревателя всасываемого воздуха и воздушные шланги от узла дроссельной заслонки.
Снять кронштейн впускного коллектора.
Вывернуть болты крепления и снять приемную трубу системы выпуска.
Двигатель рабочим объемом 1,6 л 4A-GE: Снять правый и левый кронштейны выпускного коллектора.
Отдать гайки крепления крышки головки цилиндров, снять уплотнительные шайбы и крышку.
Снять зубчатый ремень.
Двигатель рабочим объемом 1,6 л (4A-F, 4A-FE, 4A-GE, 4A-GEL): Снять распределительные валы.
Двигатель рабочим объемом 1,6 л (4A-GE, 4A-GEL):
Снять правую опору двигателя.
Снять заднюю крышку зубчатого ремня.
Отвернуть болты крепления головки цилиндров за три приема по порядку с 1 по 10. За первый прием на 1/2 оборота, за второй прием на полный оборот, за третий прием отвернуть полностью. Стрелка с надписью "вперед" на рисунке указывает направление, от коробки передач. (Последовательность отворачивания болтов для двигателей рабочим объемом 1,3 л до 7/84 г. выпуска и двигателей с рабочим объемом 1,6 л: 4-3-2-1-8-7-6-5-9-10).
Внимание: Отворачивание болтов в произвольной последовательности может привести к деформациям и трещинам головки цилиндров.
Проверить, отсоединены ли все шланги и провода, идущие от головки цилиндров к кузову и двигателю.
С помощью ассистента поднять головку цилиндров. Если головка цилиндров не снимается, то можно воспользоваться монтировкой, вставив ее между головкой цилиндров и блоком цилиндров в предусмотренный для этого паз (см. рис.).
Внимание: Головку цилиндров после снятия нельзя ставить на сопрягаемую поверхность. При этом могут быть повреждены открытые клапаны. Головку цилиндров следует устанавливать на деревянные блоки.
Установка
Шабером очистить блок и головку цилиндров перед установкой от остатков уплотнительной прокладки. При этом нельзя допустить повреждений сопрягаемых поверхностей. Следить за тем, чтобы остатки уплотнений не попали в отверстия блока цилиндров, для чего закрыть их тканью.
Проверить, нет ли масла в отверстиях под болты крепления головки цилиндров. При наличии масла выдуть его сжатым воздухом. При отсутствии сжатого воздуха можно использовать и отвертку.
Внимание: Масло должно быть в любом случае удалено.
Проверить плоскостность сопрягаемой поверхности головки цилиндров с помощью линейки и щупа.
Проверить деформацию сопрягаемых поверхностей вдоль указанных на рисунке G-1032 осей. Не плоскостность поверхностей, примыкающих к блоку цилиндров выпускному коллектору не должна превышать 0,05 мм (для двигателя рабочим объемом 1,6 л на стороне выпускного коллектора неплоскостность не должна превышать 0,1 мм). Если неплоскостность превышает указанные величины, то головка цилиндров подлежит замене.
Проверить наличие трещин в головке цилиндров. При наличии трещин головка цилиндров заменяется.
Проверить шланги охлаждающей жидкости, масляные и топливные шланги на наличие трещин и пор. При необходимости заменить.
Установить прокладку головки цилиндров таким образом, чтобы имеющаяся на нем маркировка в виде букв и цифр была обращена вверх.
Проверить клапаны и их седла на износ повреждения.
Опорную поверхность головок болтов и резьбу покрыть тонким слоем смазки.
Ввернуть от руки 10 болтов крепления головки цилиндров до упора. - Затем болты затянуть в три приема в последовательности с первого по десятый.
- 1 прием - динамометрическим ключом с усилием 30 Нм
- 2 прием - динамометрическим ключом с усилием 50 Нм
- 3 прием - 1/4 оборота (90°) жестким ключом без перехвата.
Двигатели рабочим объемом 1,3 л до 7/84 г. выпуска и двигатели рабочим объемом 1,6 л
Ввернуть от руки 10 болтов крепления головки цилиндров до упора. Затем болты затянуть в три приема в последовательности с первого по десятый со следующими усилиями (В скобках указаны усилия затяжки для двигателя 4A-GE):
- 1 прием - динамометрическим ключом с усилием 30 Нм (15 Нм)
- 2 прием - динамометрическим ключом с усилием 45 Нм (30 Нм)
- 3 прием - динамометрическим ключом с усилием 60 Нм
Внимание: Затяжку болтовых соединений головки цилиндров следует производить с особой тщательностью. Перед затяжкой динамометрический ключ должен быть проконтролирован на точность. Следует соблюдать последовательность затяжки.
Двигатель рабочим объемом 1,6 л (4A-F, 4A-FE, 4A-GE, 4A-GEL): Установить распределительный вал.
Двигатель рабочим объемом 1,6 л (4A-GE, 4A-GEL)
Установить заднюю крышку зубчатого ремня.
Установить правую опору двигателя.
Надеть зубчатый ремень.
Установите крышку головки. Нанести герметик №102 (ET-Nr.08826-00080) или какой-либо другой герметик на силиконовой основе как показано на рис G-1041.
Установить кронштейны впускного коллектора.
Двигатель рабочим объемом 1,6 л 4А-GE: Установить левую и правую опоры выпускного коллектора.
Установить и закрепить болтами приемную трубу выхлопной системы.
Соединить и закрепить согласно маркировке все электрические провода, вакуумные шланги и шланги системы охлаждения.
Надеть шланг возврата топлива на топливную распределительную магистраль и закрепить его хомутами. Закрепить шланг подвода топлива к магистрали с усилием 30 Нм, установив новую прокладку.
Установить и отрегулировать тягу газа.
Проверить плотность антифриза в охлаждающей жидкости. При необходимости долить.
Заменить двигательное масло.
Установить воздушный фильтр.
Присоединить кабель массы (-) к аккумуляторной батарее.
Если имеются часы, выставить их и ввести в радиоприемник охранный код.
Проверить момент зажигания, если необходимо отрегулировать его.
Проверить работу двигателя на холостом ходу. При необходимости отрегулировать.
Запустить и разогреть двигатель. Проверить уровень охлаждающей жидкости и герметичность соединений.
Проверить зазор в клапанах.