Дизель не имеет системы зажигания. Здесь воздух в цилиндре сжимается до такой степени, что его температура оказывается достаточной для воспламенения впрыскиваемого в цилиндр топлива.
Все карбюраторные двигатели, кроме двигателей рабочим объемом 1,3 л до 7/84 г. выпуска, которые имеют контактную систему зажигания (UKZ), оборудованы встроенной системой зажигания (IZA). Двигатели с системой впрыска оборудованы электронной системой зажигания (ESA).
Система зажигания состоит из:
- свечей зажигания
- кабелей зажигания (ВВ проводов)
- катушки зажигания (в системе UKZ)
- распределителя зажигания с бегунком, контактами прерывателя с вакуумной регулировкой в системе UKZ
- распределителя зажигания с бегунком и датчиком Холла, встроенной катушки зажигания и блока управления зажиганием в системе IZA и ESA
В системе зажигания с прерывателем (UKZ) первичный ток подается в катушку зажигания через прерыватель.
Создаваемое в катушке зажигания высокое напряжение через распределитель зажигания подается к свечам зажигания.
При увеличении числа оборотов момент зажигания должен смещаться в сторону опережения. В системах UKZ и IZA это достигается в распределителе зажигания за счет центробежных грузиков и вакуумного регулятора. В системе IZA момент зажигания определяет микропроцессор блока управления в зависимости от числа оборотов двигателя и нагрузки двигателя. Кроме того, микропроцессор следит за отключением системы зажигания. Задачей распределителя зажигания является подача искры зажигания определенной последовательности к свечам зажигания, формирование датчиком Холла опорного сигнала блоку управления для вычисления числа оборотов двигателя и управления моментом зажигания. Изменение момента зажигания достигается смещением опорной пластины с индукционной катушкой датчика Холла вакуумным регулятором, находящимся на распределителе зажигания:
Двигатели с системой впрыска топлива имеют систему зажигания ESA, которая является дальнейшим развитием системы IZA. Здесь блок управления системой зажигания соединен с блоком управления системой впрыска. В этой системе дополнительно учитываются температура воздуха и охлаждающей жидкости, давление воздуха и напряжение аккумуляторной батареи. Микропроцессор управляет моментом зажигания на основе содержащихся в памяти блока управления оптимальных характеристик.
Внимание: При работе с системой зажигания следует принимать во внимание меры безопасности.