Детали для снятия и установки головки блока цилиндров (2С-Т). 1 - зубчатый ремень привода ГРМ; 2 - натяжная пружина; 3 - крышка №3 ремня привода ГРМ; 4 - прокладка; 5 - крышка №2 ремня привода ГРМ; 6 - зажим; 7 - зубчатый шкив распределительного вала; 8 - крюк №1 для подъема двигателя; 9—кронштейн зажима жгута проводов; 10 - крышка головки блока цилиндров; 11 - вакуумный насос; 12 - электропневмоклапан и датчик давления со шлангами; 13 - соединительная шина свечей накаливания; 14 - изолирующий колпачок; 15 - свеча накаливания; 16 - топливная трубка высокого давления; 17 - хомут (зажим) шланга; 18 - зажим топливных трубок высокого давления; 19 - кронштейн разъема; 20 - разъем датчика частоты вращения и электромагнитный клапан отсечки подачи топлива; 21 - разъем датчика частоты вращения; 22 - электромагнитный клапан отсечки подачи топлива; 23 - шланг отвода топлива; 24 - трубка отвода топлива от форсунок; 25 - форсунка; 26 - седло форсунки; 27 - крюк №2 для подъема двигателя; 28 - трубопровод системы рециркуляции отработавших газов; 29 - выходной патрубок системы охлаждения; 30 - масляный щуп и направляющая в сборе; 31 - прокладка головки блока цилиндров; 32 - шланг подачи топливный; 33 - разъем датчика указателя температуры охлаждающей жидкости; 34 - трубка перепуска охлаждающей жидкости; 35 - разъем датчика положения дроссельной заслонки.
Детали для разборки и сборки головки блока цилиндров (2С-Т). 1 - прокладка; 2 - натяжной ролик; 3 - сальник; 4 - корпус сальника распределительного вала; 5 - головка блока цилиндров; 6 - крышка отводного патрубка охлаждающей жидкости; 7 - выпускной коллектор; 8 - теплозащитный экран выпускного коллектора; 9 - регулировочная шайба; 10 - толкатель клапана; 11 - сухари; 12 - тарелка пружины; 13 - пружина клапана; 14 - седло пружины; 15 - маслосъемный колпачок; 16 - направляющая втулка клапана; 17 - клапан; 18 - масляная форсунка; 19 - распределительный вал; 20 - крышка подшипника распределительного вала; 21 - отводной патрубок охлаждающей жидкости; 22 - штуцер обводного шланга охлаждающей жидкости; 23 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 24 - разъем датчика указателя температуры охлаждающей жидкости; 25 - регулировочная шайба; 26 - вставка камеры сгорания; 27 - электромагнитный клапан регулирования разрежения (EVRV) системы рециркуляции отработавших газов; 28 - электропневмоклапан системы рециркуляции отработавших газов; 29 - клапан системы рециркуляции отработавших газов; 30 - топливные трубки; 31 - впускной коллектор.
Головка блока цилиндров (2С). 1 - зубчатый ремень привода ГРМ; 2 - натяжная пружина; 3 - крышка №3 ремня привода ГРМ; 4 - прокладка; 5 - крышка №2 ремня привода ГРМ; 6 - зажим; 7 - зубчатый шкив распределительного вала; 8 - правый крюк для подъема двигателя; 9 - шпонка; 10 - головка блока цилиндров в сборе; 11 - крышка головки блока цилиндров; 12 - уплотнительная шайба; 13 - выпускная трубка системы охлаждения; 14 - свеча накаливания; 15 - вакуумная трубка; 16 - изолирующий колпачок; 17 - соединительная шина свечей накаливания; 18 - токовая пластина датчика; 19 - топливная трубка высокого давления; 20 - хомут (зажим) шланга; 21 - зажим топливных трубок высокого давления; 22 - разъем ТНВД; 23 - кронштейн разъема; 24 - трубка отвода топлива от форсунок; 25 - форсунка; 26 - седло форсунки; 27 - клапан системы рециркуляции отработавших газов; 28 - трубопровод системы рециркуляции отработавших газов; 29 - электромагнитный клапан регулирования разрежения; 30 - разъем датчика указателя температуры охлаждающей жидкости; 31 - заземляющий провод; 32 - левый крюк для подъема двигателя; 33 - трубка отопителя; 34 - направляющая масляного щупа; 35 - прокладка головки блока цилиндров.
Детали для разборки и сборки головки блока цилиндров (2С). 1 - прокладка; 2 - кронштейн крепления троса привода акселератора; 3 - натяжной ролик; 4 - сальник; 5 - корпус сальника распределительного вала; 6 - головка блока цилиндров; 7 - отводной патрубок охлаждающей жидкости; 8 - распределительный вал; 9 - теплозащитный экран выпускного коллектора; 10 - выпускной коллектор; 11 - крышка подшипника распределительного вала; 12 - масляная форсунка головки блока цилиндров; 13 - задняя плита; 14 - штуцер обводного шланга охлаждающей жидкости; 15 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 16 - регулировочная шайба; 17 - толкатель; 18 - сухарь; 19 - верхняя упорная тарелка; 20 - клапанная пружина; 21 - нижняя упорная тарелка; 22 - маслосъемный колпачок; 23 - клапан; 24 - впускной коллектор; 25 - трубка подачи топлива; 26 - регулировочная шайба; 27 - вставка камеры сгорания; 28 - резистор свечи накаливания.
Установка головки блока цилиндров
Примечание:
- Тщательно очистите все детали, предназначенные для установки.
- Перед установкой деталей смажьте маслом все вращающиеся и скользящие поверхности.
- Замените все прокладки и сальники на новые.
1. (2С-Т) Установите масляные форсунки головки блока цилиндров, затянув болты.
- Момент затяжки — 7,5 Нм
2. Установите распределительные валы. Установите пять крышек подшипников в правильной последовательности. Установите и равномерно затяните за несколько проходов болты крышек подшипников распределительного вала.
Примечание: на крышках установлены метки.
3. Проверьте и отрегулируйте зазор в клапанах. (см. раздел "Проверка и регулировка тепловых зазоров в клапанах").
4. Установите корпус масляного сальника распределительного вала.
5. (2С-Т) Установите новую прокладку и затяните болтами крышку выходного патрубка системы охлаждения.
- Момент затяжки — 18 Нм
6 Установите штуцер обратного клапана на головке блока цилиндров.
7. Установите новую прокладку и затяните болтами выходной патрубок системы охлаждения.
8. Установите новую прокладку и равномерно затяните болты крепления выпускного коллектора за несколько приемов.
- Момент затяжки — 47 Нм
9. Установите теплозащитный экран и затяните два болта.
10. Установите впускной коллектор и топливную трубку.
- а) Установите новую прокладку, впускной коллектор и топливную трубку.
- б) Равномерно затяните болты и гайки крепления топливной трубки и впускного коллектора к головки блока цилиндра.
- Момент затяжки — 18 Нм
- в) Затяните болт крепления топливной трубки к выходному патрубку системы охлаждения.
11. Предварительно установите натяжной ролик.
- Момент затяжки — 7,5 Нм
12. Установите поршень цилиндра №1 в ВМТ такта сжатия.
Примечание: устанавливайте поршень цилиндра №1 в ВМТ такта сжатия, чтобы исключить соударения клапанов с днищами поршней.
- а) Установите распределительный вал в положение, при котором шпоночная канавка направлена вверх.
- 6) Совместите установочную метку в виде стрелки с канавкой на шкиве коленчатого вала при повороте шкива коленчатого вала.
13. Проверьте положение монтажной метки на ремне привода ГРМ. Проверьте совмещение монтажных меток на ремне привода ГРМ и на опорном кронштейне двигателя.
Если монтажные метки не совмещены, совместите их следующим образом: Совместите монтажные метки путем вытягивания ремня привода ГРМ вверх на сторону шкива масляного насоса, одновременно поворачивая шкив коленчатого вала по часовой стрелке.
После совмещения монтажных меток, удерживая ремень приводе ГРМ, поверните шкив коленчатого вала против часовой стрелки и совместите его канавку с установочной меткой в виде стрелки.
14. Установите головку блока цилиндров.
- А. Установите головку блока цилиндров на блок цилиндров.
- а) Полежите новую прокладку головки блока цилиндров на блок цилиндров.
Примечание: соблюдайте прееильное расположение при установке прокладки.
- 6) Поставьте головку блока цилиндров на прокладку головки блока цилиндров.
- Б. Установите болты головки блока цилиндров.
Примечание:
- Болты головки блока цилиндров затягиваются в три последовательных приема.
- Если какой-либо болт сломан или деформирован, замените его.
- а) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крепления.
- б) Установите пластинчатые шайбы под каждый болт головки блока цилиндров.
- в) Установите и равномерно затяните 18 болтов головки блока цилиндров в несколько приемов в указанной на рисунке последовательности.
- Момент затяжки — 44 Нм
Примечание: длины болтов "А" и "В", показаны на рисунке.
- "А" — 123 мм
- "В" — 145 мм
Если любой из болтов не соответствует указанным значениям, замените его.
- г) Пометьте переднюю часть головки болта головки блока цилиндров краской.
- д) Затяните болты головки блока цилиндров на 90°, в указанной выше последовательности.
- е) Снова подтяните болты головки блока цилиндров еще на 90°.
- ж) Проверьте, что покрашенная метка теперь обращена назад, (на 180° от первоначального положения)
- з) (2С-Т) Установите направляющую масляного щупа и закрепите его болтом.
- и) Подсоедините следующие шланги:
- (1) - шланг подачи топлива к топливной трубке;
- (2) - шланг возврата топлива к топливной трубке;
- (3) - перепускной шланг охлаждающей жидкости к штуцеру на головке блока цилиндров;
- (4) - разъем датчика положения рычага управления к кронштейну.
2С-Т.
2С
15. (2С) Установите направляющую масляного щупа, затяните болт и подсоедините провод "земли".
16. (2С) Подсоедините разъем датчика температуры охлаждающей жидкости.
17. Установите сегментную заглушку, предварительно удалив старый и нанеся новый материал герметика.
18. (2С) Установите правый крюк для подъема двигателя, затянув болт.
- Момент затяжки — 37 Нм
19. Установите крышку головки блока цилиндров.
- а) Удалите материал старого герметика.
- б) Нанесите герметик на головку блока цилиндров в местах, показанных на рисунке.
- в) Установите прокладку на крышку головки блока цилиндров.
Примечание: при использовании старой прокладки смажьте всю поверхность.
- г) Установите крышку головки блока цилиндров и десять болтов. Равномерно затяните болты в несколько приемов.
- Момент затяжки — 13 Нм
2С-Т.
2С
- д) Установите кронштейн зажима жгута проводов, затянув болт.
20. Установите зубчатый шкив распределительного вала.
- а) Проверьте, что шпоночная канавка на конце распределительного вала расположена, как показано на рисунке.
- б) Проверьте, что канавка на шкиве распределительного вала совмещена с установочной меткой в виде стрелки.
- в) Проверьте, что монтажные метки на ремне привода ГРМ и на опорном кронштейне двигателя совмещены.
- г) Совместите монтажные метки на ремне привода ГРМ и зубчатом шкиве ТНВД, поворачивая зубчатый шкив.
- д) Установите шпонку на распределительный вал.
- е) Совместите монтажные метки на ремне привода ГРМ и на зубчатом шкиве распределительного вала и наденьте ремень на зубчатый шкив.
- ж) Установите (вдвиньте) зубчатый шкив на распределительный вал.
- з) Предварительно затяните болт зубчатого шкива распределительного вала.
- и) Используя отвертку, установите пружину натяжения ремня привода ГРМ.
Примечание:
- Не захватывайте пружину натяжения плоскогубцами или подобным инструментом.
- Ослабьте болт натяжного ролика так, чтобы ролик мог слегка перемещаться под действием пружины натяжения.
- к) Медленно поверните шкив коленчатого вала на два оборота от ВМТ до ВМТ.
Примечание: всегда поворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке.
- л) Проверьте, что установочные метки на каждом шкиве совмещены, как показано на рисунке.
Если установочные метки не совмещены, снимите зубчатый шкив распределительного вала и снова установите его.
- м) Затяните болт натяжного ролика.
- Момент затяжки — 37 Нм
- н) Используя специальное приспособление, затяните болт зубчатого шкива распределительного вала.
- Момент затяжки — 88 Нм
21. (2С-Т) Установите вакуумный насос.
- а) Установите зубчатый шкив распределительного вала меткой, направленной на центр шкива коленчатого вала.
- б) Поставьте новую прокладку на крышку головки блока цилиндров выступом, обращенным вперед.
- в) Установите вакуумный насос и четыре гайки. Равномерно затяните гайки в несколько приемов.
- Момент затяжки — 19 Нм
- г) Подсоедините вакуумный шланг от тройника к вакуумному насосу.
- д) Подсоедините вакуумный шланг от усилителя тормозов к вакуумному насосу.
22. Установите две уплотнительных шайбы, крышку №3 ремня привода ГРМ и затяните болты.
23. Установите крышку №2 ремня привода ГРМ.
- а) Установите прокладку на крышку ремня привода ГРМ.
- б) Установите крышку ремня привода ГРМ с пятью уплотнительными шайбам, болтами крепления и с тремя зажимами.
24. Установите форсунки.
- а) Положите четыре новые прокладки и четыре новых седла форсунок в гнезда для форсунок в головке блока цилиндров.
- 6) Используя специальное приспособление, установите четыре форсунки.
- Момент затяжки — 64 Нм
Примечание: превышение указанного момента затяжки может вызвать деформацию форсунки и заедание иглы распылителя или другие дефекты.
25. Установите трубку отвода топлива от форсунок.
- а) Установите четыре новые про-кладки и трубку отвода топлива и закрепите ее четырьмя гайками.
- Момент затяжки — 29 Нм
- б) Подсоедините топливный шланг к трубке отвода топлива.
26. Установите топливные трубки высокого давления.
- а) Установите зажим топливных трубок высокого давления на впускной коллектор.
- б) Установите четыре топливные трубки высокого давления.
- Момент затяжки — 29 Нм
- в) Установите зажим топливных трубок высокого давления и крон-штейн разъема с тремя гайками.
- г) (Некоторые модификации) Установите два разъема на зажим топливных трубок высокого давления (наружная часть).
- д) Установите разъем на кронштейн.
- е) Установите зажим шланга к обводному шлангу охлаждающей жидкости.
27. Установите свечи накаливания.
- а) Используя торцевой ключ на 12 мм, установите четыре свечи накаливания.
- Момент затяжки — 13 Нм
- б) Установите пластину датчика силы тока и соединительную шину свечей накаливания. Закрепите ее четырьмя гайками.
2С-Т
28. Затяните болт и установите электропневмоклапан.
29. Затяните два болте и установите модулятор давления системы рециркуляции ОГ.
30. Установите клапан системы рециркуляции ОГ.
- а) Подсоедините вакуумный шланг к электропневмоклапану системы рециркуляции ОГ.
- б) Затяните две гайки, установите прокладку и клапан системы рециркуляции ОГ.
31. Установите перепускную трубку системы охлаждения.
- а) Подсоедините перепускной шланг охлаждающей жидкости к штуцеру на головке блока цилиндров.
- б) Установите перепускную трубку охлаждающей жидкости и затяните три болта.
- в) Установите разъем датчика температуры охлаждающей жидкости к кронштейну.
32. (Некоторые модификации) Установите клапан и трубку системы рециркуляции ОГ.
- а) Установите новую прокладку и затяните гайки крепления клапана системы рециркуляции ОГ и подсоедините вакуумный шланг к электропневмоклапану системы рециркуляции отработавших газов.
- Момент затяжки — 18 Нм
- б) Установите новую прокладку и трубку системы рециркуляции ОГ, затяните две гайки и штуцерную гайку.
- Момент затяжки:
- гаек — 18 Нм
- штуцерная гайка — 74 Нм
33. Установите злектропневмоклапан и датчик давления, затянув три болта.
34. Подсоедините следующие вакуумные шланги:
- (1) - шланг к вакуумному насосу;
- (2) - три шланга к ТНВД;
- (3) - два шланга к модулятору давления (EVRV) системы рециркуляции ОГ;
- (4) - вакуумный шланг к электропневмоклвпану системы рециркуляции ОГ;
- (5) - вакуумный шланг к впускному коллектору.
Установите зажимы шлангов на топливные трубки и шланги.
35. Установите крюки для подъема двигателя.
- Момент затяжки — 37 Нм
36. Установите турбокомпрессор (смотрите раздел турбокомпрессор). 2С
37. Установите трубку отопителя и левый крюк для подъема двигателя.
- а) Отсоедините перепускной шланг системы охлаждения от штуцера нв головке блока цилиндров и снимите трубку отопителя и левый крюк для подъема двигателя.
- б) Затяните болт и гайку.
38. Установите трубку и клапан системы рециркуляции ОГ.
- а) Установите клапан, трубку системы рециркуляции ОГ, две Прокладки и затяните болты.
- б) Затяните штуцерную гайку крепящую трубку к клапану системы рециркуляции ОГ.
39. Снимите выходную трубку системы охлаждения.
- а) Установите выходную трубку системы охлаждения и затяните три болта.
- 6) Подсоедините перепускной шланг (от штуцера на головке блока цилиндров) к выходной трубке.
40. Установите вакуумную трубку.
- а) Установите вакуумные трубки и затяните три болта.
- б) Подсоедините следующие шланги к вакуумным трубкам:
- (1) - шланг от вакуумной трубки датчика абсолютного давления (разрежение),
- (2) - шланг от вакуумной трубки (от тройника),
- (3) - шланг от вакуумной трубки (от клапана повышения частоты вращения холостого хода при включении кондиционера),
- (4) - шланг от клапана системы рециркуляции ОГ,
- (5) - шланг от модулятора давления системы рециркуляции ОГ (входной канал),
- (6) - шланг от модулятора давления системы рециркуляции ОГ (выходной канал),
- (7) - шланг от привода системы повышения частоты вращения холостого хода при включении кондиционера.