Снятие головки блока цилиндров
1. Отсоедините отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
2. Слейте охлаждающую жидкость из блока цилиндров и радиатора.
3. Отсоедините тросики, снимите кронштейн крепления тросов управления, отвернув два болта.
Примечание: перед отсоединением тросика управления АКПП, пометьте маркером (или измерьте штангенциркулем) его регулировку (положение гаек).
4. Снимите генератор.
- а) Отсоедините зажим жгута проводов от зажима на генераторе.
- б) Отсоедините разъем генератора.
- в) Снимите резиновый колпачок и отверните гайку крепления провода, отсоедините провод генератора.
- г) Ослабьте стопорный болт (модели с кондиционером), регулировочный болт и шарнирный болт.
- д) Снимите ремень привода генератора
- е) Снимите стопорный болт регулировки (модели с кондиционером) или регулировочный болт (модели без кондиционера) и шарнирный болт.
- ж) Снимите генератор.
5. Снимите распределитель.
- а) Отсоедините два разъема распределителя.
- б) Отсоедините высоковольтные провода за резиновые колпачки. Не натягивайте провода.
Примечание: натяжение или изгиб проводов может вызвать внутренние повреждения.
- в) Отверните два болта и снимите распределитель.
5. Снимите выпускной коллектор.
- а) Отверните пять болтов и снимите верхний теплозащитный экран.
- б) Отверните болты, гайки и снимите кронштейн выпускного коллектора и приемную трубу.
- в) Отверните шесть гаек, снимите выпускной коллектор и прокладку.
- г) Отверните три болта и снимите нижний теплозащитный экран.
6. Снимите выходной патрубок охлаждающей жидкости.
- а) Отсоедините следующие разъемы:
- (1) Разъем датчика указателя температуры охлаждающей жидкости
- (2) Разъем датчика температуры охлаждающей жидкости.
- (3) Разъем датчика давления масла.
Снятие и установка головки блока цилиндров. 1 - жгут проводов двигателя, 2 - изолятор, 3 - форсунка, 4 - уплотнительная втулка, 5 - кольцевое уплотненна, 6 - проставка, 7 - топливный коллектор, 8 - прокладка, 9 - электропневмоклапан системы рециркуляции ОГ (модели с системой рециркуляции ОГ), 10 - вакуумная трубка, 11 - шланг подачи топлива, 12 - впускная камера в сбора с коллектором, 13 - клапан системы рециркуляции отработавших газов и вакуумный модулятор (модели с системой рециркуляции ОГ), 14 - кронштейн троса привода дроссельной заслонки, 15 - корпус дроссельной заслонки, 16 - кронштейн №2 впускного коллектора, 17 - левый крюк подъема двигателя, 18 - кронштейн №1 впускного коллектора, 19 - демпфер пульсаций давления топлива, 20 - распределитель, 21 - свеча зажигания, 22 - выходной патрубок охлаждающей жидкости, 23 - перепускная трубка охлаждающей жидкости, 24 - верхний теплозащитный экран, 25 - выпускной коллектор, 26 - нижний теплозащитный экран, 27 - кронштейн выпускного коллектора.
Разборка головки блока цилиндров. 1 - крышка головки блока цилиндров, 2 - уплотнение трубок свечей зажигания, 3 - свеча зажигания, 4 - прокладка, 5 - регулировочная шайба, 6 - толкатель, 7 - сухари, 8 - тарелка пружины клапана, 9 - клапанная пружина, 10 - маслосъемный колпачок, 11 - седло пружины, 12 - направляющая клапана, 13 - клапан, 14 - распределительный вал впускных клапанов, 15 - распределительный вал выпускных клапанов, 16 - сегментная заглушка, 17 - датчик давления масла, 18 - головка блока цилиндров, 19 - прокладка головки блока цилиндров, 20 - ремень привода ГРМ, 21 - пружина натяжного ролика, 22 - натяжной ролик, 23 - правая опора крепления двигателя, 24 - кронштейн генератора и правый кронштейн подъема двигатепя, 25 - прокладка, 26 - крышка №2 ремня привода ГРМ, 27 - зажимы, 28 - крышка №3 ремня привода ГРМ, 29 - защита жгута проводов, 30 - датчик положения распределительного вала, 31 - разъем датчика положения распределительного вала, 32 - сегментная заглушка, 33 - пружинное кольцо, 34 - вспомогательная шестерня распределительного вала выпускных клапанов, 35 - пружинная шайба, 36 - стопорное кольцо, 37 - зубчатый шкив распределительного вала, 38 - сальник распределительного вала, 39 - крышка подшипника распределительного вала.
Примечание: промаркируйте краской все шланги перед снятием для правильной установки.
- б) Отсоедините следующие шланги:
Примечание: Промаркируйте краской все шланги перед снятием для правильной установки
- (1) Верхний шланг радиатора;
- (2) Шланг перепуска охлаждающей жидкости;
- (3) Шланг отопителя;
- (4) Шланг подачи охлаждающей жидкости к клапану управления холостым ходом;
- (5) Два шланга системы улавливания паров топлива (если установлены).
- в) Отверните две гайки, снимите выходной патрубок охлаждающей жидкости и прокладку.
7. Снимите трубку перепуска охлаждающей жидкости.
- а) Отсоедините следующие шланги:
- (1) Перепускной шланг охлаждающей жидкости клапана управления холостым ходом от перепускной трубки охлаждающей жидкости.
- (2) Шланг отопителя от перепускной трубки охлаждающей жидкости.
- (3) (Модели с маслоохладителем) Два перепускных шланга охлаждающей жидкости от маслоохладителя.
- б) Отверните два болта и две гайки.
- в) Отсоедините перепускную трубку охлаждающей жидкости от крышки насоса охлаждающей жидкости и снимите ее.
- г) Снимите прокладку и кольцевое уплотнение.
8. Снимите корпус дроссельной заслонки.
- а) Отсоедините следующие разъемы:
- (1) Разъем датчика положения дроссельной заслонки.
- (2) Разъем клапана управления холостым ходом.
- б) Отсоедините следующие шланги:
- (1) Шланг системы вентиляции картера от корпуса дроссельной заслонки.
- (2) (Модели с системой рециркуляции отработавших газов) Два вакуумных шланга от корпуса дроссельной заслонки.
- (3) (Модели с системой улавливания паров топлива) Вакуумный шланг от корпуса дроссельной заслонки.
- (4) Вакуумный шланг от трубки.
- в) Отверните четыре болта или два болта и две гайки.
- д) Снимите корпус дроссельной заслонки и прокладку.
9. Снимите левый крюк для подъема двигателя и кронштейн №2 впускного коллектора, отвернув болт и гайку.
10. (Модели с системой рециркуляции ОГ) Снимите клапан системы рециркуляции отработавших газов и вакуумный модулятор.
- а) Отсоедините следующие шланги:
Примечание: промаркируйте краской все шланги перед снятием для правильной установки.
- (1) Вакуумный шланг от канала "Е* электропневмоклапана системы рециркуляции ОГ.
- (2) Вакуумных шланг от канала *G* электропневмоклапана системы рециркуляции ОГ.
- б) Ослабьте накидную гайку трубки системы рециркуляции ОГ. отверните две гайки и снимите клапан системы рециркуляции отработавших газов, вакуумный модулятор, вакуумные шланги и прокладку.
11. Снимите кронштейн №1 впускного коллектора, отвернув 2 болта.
12. Отсоедините следующие разъемы и провод:
- (1) разъем датчика детонации;
- (2) (Модели с системой рециркуляции ОГ) разъем электропневмоклапана системы рециркуляции ОГ;
- (3) провод "массы".
13. Снимите вакуумную трубку.
Примечание: промаркируйте краской все шланги и трубки перед снятием для правильной установки.
- а) Отсоедините следующие шланги:
- (1) вакуумный шланг от регулятора давления топлива.
- (2) вакуумный шланг от газового фильтра.
- (3) воздушный шланг клапана управления перепуском воздуха насоса гидроусилителя от впускного коллектора.
- (4) воздушный шланг клапана повышения частоты вращения холостого хода при включении кондиционера от вакуумной трубки.
- (5) два вакуумных шланга клапана управления перепуском воздуха насоса гидроусилителя от воздушной трубки.
- б) Отверните два болта и вакуумную трубку.
14. Отсоедините шланг подачи топлива от топливного коллектора, предварительно сбросив давление из бензобака.
- а) Отсоедините зажим жгута проводов двигателя от кронштейна.
- б) Используя специнструмент, ослабьте демпфер пульсаций давления топлива.
- в) Снимите демпфер пульсаций давления топлива и две прокладки и отсоедините шланг подачи топлива от топливного коллектора.
15. Отсоедините шланг возврата топлива от возвратного топливопровода.
16. (Модели с системой рециркуляции ОГ) Снимите электропневмоклапан системы рециркуляции ОГ, отвернув болт.
17. Снимите впускной коллектор.
- а) Отсоедините следующие шланги, предварительно промаркировав их:
- (1) шланг системы вентиляции картера от впускного коллектора.
- (2) вакуумный шланг клапана повышения частоты вращения холостого хода при включении кондиционера от впускного коллектора.
- (3) вакуумный шланг датчика абсолютного давления во впускном коллекторе от газового фильтра.
- (4) вакуумный шланг вакуумного усилителя тормозов от впускного коллектора.
- б) Отсоедините два зажима защиты жгута проводов двигателя от болтов крепления крышки №2 ремня привода ГРМ в показанной на рисунке последовательности.
- в) Отсоедините два зажима жгута проводов двигателя от кронштейна крепления на впускном коллекторе.
- г) Отверните шесть болтов, две гайки и снимите впускной коллектор и прокладку.
18. Снимите топливный коллектор и форсунки.
- а) Отсоедините разъемы форсунок.
- б) Отверните два болта и снимите топливный коллектор вместе с форсунками.
Примечание: будьте осторожны, не уроните форсунки при снятии топливного коллектора.
- в) Снимите изоляторы и две тепло-изоляционные втулки с головки блока цилиндров.
- г) Снимите форсунки с топливного коллектора.
- д) Снимите кольцевое уплотнение и уплотнение с каждой форсунки, если при установке будете заменять их новыми.
19. Снимите ремень привода ГРМ с зубчатого шкива распределительного вала.
- а) Снимите крышку №2 ремня привода ГРМ, отвернув 5 болтов, и снимите две прокладки.
- б) Ослабьте болт крепления натяжного ролика и отожмите ролик влево, стараясь не повредить поверхность ремня, и затяните болт.
- в) Снимите ремень привода ГРМ со шкива
- г) Закройте тряпкой отверстие (под крышкой №1), чтобы туда ничего не попало.
20. Отвернув болт, снимите зубчатый шкив распределительного вала с помощью специнструмента.
21. Снимите натяжной ролик и пружину, отвернув болт.
22. Снимите крышку №3 ремня привода ГРМ, отвернув четыре болта.
Примечание:
- Удерживайте ремень привода ГРМ так, чтобы зубчатый шкив коленчатого вала и ремень не перемещелись.
- Быть осторожны, не уроните что-нибудь внутрь крышки ремня привода ГРМ.
- Не допускайте контакта ремня с маслом, водой или пылью.
23. Снимите кронштейн генератора и правый крюк для подъема двигателя, отвернув три болта.
24 Снимите датчик давления масла.
25. Отверните четыре гайки, снимите уплотнение трубок свечей зажигания, крышку головки блока цилиндров и прокладку.
Примечание: расположите уплотнения трубок свечей зажигания в последовательности снятия, для правильной их установки, чтобы минимизировать возможность утечки масла.
26. Снимите зажимы высоковольтных проводов, клапан системы вентиляции картера и шланг от крышки головки блока цилиндров.
- а) Отверните болт и снимите зажимы высоковольтных проводов (1).
- б) Снимите клапан системы вентиляции картера (2), шланг (3) и уплотнение (4).
- в) Снимите шланг системы вентиляции картера (3).
27. Снимите распределительные валы впускных и выпускных клапанов.
Примечание: поскольку осевой зазор распределительного вала очень мал, то для предотвращения заклинивания и/или повреждения вала при его де-монтаже необходимо удерживать вал в горизонтальном положении, для этого необходимо соблюдать изложенную ниже процедуру демонтажа.
- а) Гаечным ключом проверните распределительный вал на 2-3 оборота, предварительно проверните коленчатый вал так, чтобы поршни встали в среднее положение. Нанесите метки краской на шкив коленчатого вала, для последующей установки.
- б) Найдите на шестернях установочные мети и отметьте их маркером.
- в) Установите распределительные валы в исходное положение и измерьте тепловые зазоры в клапанах, с тем чтобы при сборке их сразу отрегулировать.
27.1. Снимите распределительный вал выпускных клапанов.
- а) Установите распределительный вал привода впускных клапанов так, чтобы отверстие под технологический болт шестерен распределительного вала впускных клапанов было на 10-45° до установки в В МТ, как показано на рисунке.
Примечание: в этом положении выступы кулачков распределительного вала выпускных клапанов цилиндров №2 и №4 воздействуют на толкатели клапанов.
- 6) Прикрепите вспомогательную шестерню распределительного вала выпускных клапанов к главной шестерне технологическим болтом.
Рекомендуемый технологический болт:
- диаметр резьбы — 6 мм
- шаг резьбы — 1,0 мм
- длина болта — 16-20 мм
Примечание: при снятии распределительного вала убедитесь, что в результате данной операции нейтрализовано скручивающее усилие пластинчатой шайбы вспомогательной шестерни.
- в) Отверните два болта и снимите крышку заднего подшипника.
- г) Равномерно ослабьте и снимите 6 болтов крышек подшипников №1, №2 и №4 за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
Примечание: не отворачивайте болты крепления крышки подшипника №3 на этой операции.
- д) Снимите крышки подшипников №1, №2 и №4.
- е) Поочередно ослабьте и снимите два болта крышки подшипника №3.
- ж) Снимите крышку подшипника N83 и распределительный вал выпускных клапанов
Примечание:
- Если распределительный вал не поднимается прямо и горизонтально, повторно затяните болты крепления крышки подшипника №3 и проделайте операции по установке крышек подшипников и установочного штифта. Затем проделайте операции по снятию распределительного вала выпускных клапанов заново.
- Не применяйте специнструмент для снятия распределительного вала.
27.2. Снимите распределительный вал впускных клапанов.
- а) Установите установочный штифт распределительного вала впускных клапанов на 80-115° до установки в ВМТ.
Примечание: в этом положении выступы кулачков распределительного вала впускных клапанов цилиндров №1 и №3 воздействуют на толкатели клапанов.
- 6) Отверните две болта, снимите крышку переднего подшипника и сальник.
- в) Равномерно ослабьте и снимите 6 болтов крышек подшипников №1, №3 и №4 за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
Примечание: не отворачивайте болты крепления крышки подшипника №2 на этой операции.
- г) Снимите крышки подшипников №1, №3 и №4.
- д) Поочередно ослабьте и снимите два болта крышки подшипника №2
- е) Снимите крышку подшипника №2 и распределительный вал.
Примечание:
- Если распределительный вал не поднимается прямо и горизонтально, повторно затяните болты крепления крышки подшипника №2 и проделайте операции по установке крышек подшипников и установочного штифта. Затем проделайте операции по снятию распределительного вала заново.
- Не применяйте специнструмент для снятия распределительного вала.
28. При необходимости разберите распределительный вел выпускных клапанов.
- а) Установите распределительный вал в тиски, как показано на рисунке.
Примечание: не повредите распределительный вал, так как он хрупкий.
- б) Вставьте технологический болт (А) в технологическое отверстие вспомогательной шестерни привода распределительного вала.
- в) Отверткой поверните вспомогательную шестерню по часовой стрелке и снимите технологический болт (В).
Примечание: будьте осторожны, чтобы не повредить распределительный вал.
- г) Пассатижами снимите стопорное кольцо.
- д) Снимите:
- (1) Пружинную шайбу;
- (2) Вспомогательную шестерню привода распределительного вала;
- (3) Пружинное кольцо шестерни распределительного вала.
29. Снимите головку блоке цилиндров.
- а) Равномерно ослабьте и снимите 10 болтов крепления головки блока цилиндров за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
Примечание: неправильный порядок отворачивания болтов может привести к деформации головки блока цилиндров или к появлению трещин.
- 6) Снимите головку блока цилиндров с направляющих штифтов на блоке цилиндров и положите ее на верстак, подложив деревянные бруски и тряпки.
Примечание: если головка блока снимается тяжело, можно использовать мощную отвертку, вставляя ее в газовый стык, как показано на рисунке. Однако старайтесь не повредить поверхности головки и блока, а также прокладку головки блока.