Установка головки блока цилиндров
1. Установите головку блока цилиндров на блок цилиндров, предварительно установив новую прокладку головки блока цилиндров.
2. Установите болты крепления головки блока цилиндров.
Примечание:
- Болты крепления головки блока цилиндров затягиваются в два этапа.
- Если какой-либо болт крепления головки блока цилиндров сломан или деформирован, замените его.
- а) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крепления.
- б) Установите и равномерно затяни-те 10 болтов крепления головки блока цилиндров и пластинчатые шайбы за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
- Момент затяжки — 49 Нм
- Если при затяжке какого-либо болта не достигается требуемый момент затяжки, замените болт.
- в) Нанесите метки краской на переднюю часть болтов головки блока цилиндров.
- г) Затяните болты головки блока цилиндров на 90° в указанной выше последовательности.
- д) Проверьте, что нанесенная краской метка стоит на 90° от первоначального положения.
2. Установите трубки свечей зажигания (если снимали).
- а) Очистите отверстия под трубки свечей зажигания в головке блока цилиндров. Удалите масло керосином или бензином.
- б) Нанесите герметик на резьбы трубок свечей зажигания и установите трубки в головку блока цилиндров.
- в) Используя гайку трубки свечей зажигания и торцевой ключ на 30 мм, затяните трубки свечи зажигания.
- Момент затяжки — 39 Нм
3. Соберите распределительный вал выпускных клапанов (если разбирали).
- а) Установите распределительный вал в тиски.
Примечание: будьте осторожны, не повредите распределительный вал.
- б) Установите следующие детали:
- (1) Пружинное кольцо шестерни распределительного вала.
- (2) Вспомогательную шестерню привода распределительного вала.
- (3) Пружинную шайбу
Примечание: совместите направляющие штифты на шестернях с концами пружины.
- в) Используя инструмент, установите стопорные кольца.
- г) Вставьте технологический болт "А" в технологическое отверстие вспомогательной шестерни привода распределительного вала.
- д) Используя отвертку, совместите отверстие главной шестерни привода распределительного вала и вспомогательной шестерни, поворачивая вспомогательную шестерню привода распределительного вала по часовой стрелке; затем установите технологический болт (В).
Примечание: не повредите распределительный вал.
- е) Совместите зубья главной и вспомогательной шестерни и затяните технологический болт В.
4. Установите распределительные валы.
Примечание: при установке распределительных валов необходимо учитывать, что величина осевого зазора очень мала; поэтому валы должны укладываться в постели подшипников строго горизонтально, без перекосов, во избежание заедания и/или повреждения валов.
- А. Установите распределительный вал впускных клапанов.
- а) Нанесите спой моторного масла на торцевые упорные поверхности распределительного вала.
- б) Установите распределительный вал впускных клапанов на 80-115° до установки в ВМТ поршня первого цилиндра.
Примечание: при данных углах выступы кулачков цилиндров №1 и №3 распределительного вала впускных клапанов нажимают на толкатели.
- в) Нанесите герметик на крышку подшипника №1, как показано.
- г) Установите крышки подшипников в соответствии с маркировкой на их корпусах.
- д) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления крышек подшипников.
- е) Установите и равномерно затяните 10 болтов крепления крышек подшипников за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
- Момент затяжки — 19 Нм
- ж) Нанесите консистентную смазку на новый сальник.
- з) Используя оправку подходящего диаметра и молоток, установите сальник
- Б. Установите распределительный вал выпускных клапанов.
- а) Установите установочный штифт распределительного вала впускных клапанов в положение 10-45° до ВМТ
Примечание: при данных углах выступы кулачков №2 и №4 цилиндров распределительного вала впускных клапанов нажимают на толкатели.
- б) Нанесите слой моторного масла на торцевые упорные поверхности распределительного вала.
- в) Введите в зацепление шестерни привода распределительных валов выпускных и впускных клапанов, совместив друг с другом установочные метки на шестернях.
- г) Сохраняя зацепление шестерен, скатите распределительный вал выпускных клапанов в посадочные места его шеек на головке блока цилиндров.
Примечание: если имеются также сборочные метки на шестернях, как показано на рисунке, то не используйте эти метки для установки.
- д) Поверните распределительный вал впускных клапанов по часовой стрелке до тех пор, пока распределительный вал выпускных клапанов не установится в опорных шейках без качения.
Примечание: очень важно соблюдать последовательность затяжки болтов крышек подшипников в последующих шагах.
- е) Установите крышки подшипников.
- ж) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления крышек подшипников.
- з) Установите и равномерно затяните 10 болтов крепления крышек подшипников за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
- Момент затяжки — 19 Нм
- и) Отверните технологический болт "В".
- к) Поверните распределительные валы и проверьте совмещение меток на шестернях.
5. Поверните распределительный вал и расположите кулачки рабочими выступами вверх, проверьте и отрегулируйте, при необходимости, зазор в приводе клапанов.
Зазор в приводе клапанов (холодный двигатель):
- впускные — 0,19-0,29 мм
- выпускные — 0,26-0,38 мм
6. Установите сегментные заглушки (если снимались).
- а) Удалите старый уплотнительный материал
- б) Нанесите герметик на сегментные заглушки, как показано на рисунке.
- в) Установите две сегментные заглушки в головку блока цилиндров.
7. Установите зажимы высоковольтных проводов, клапан системы вентиляции картера и шланг от крышки головки блока цилиндров.
- а) Установите зажимы высоковольтных проводов (1), затянув болт.
- б) Установите клапан системы вентиляции картера(2)предварительно смазав его перед установкой герметиком, шланг (3) и уплотнение (4).
- в) Установите шланг системы вентиляции картера (3).
8. Установите крышку головки блока цилиндров.
- а) Удалите остатки старой прокладки.
- б) Нанесите герметик на головку блока цилиндров, как показано в рисунке.
Примечание: при использовании старой прокладки смажьте всю поверхность.
- в) Установите прокладку нв крышку головки блока цилиндров.
- г) Установите крышку головки блока цилиндров и уплотнения трубок свечей зажигания с гайками. Равномерно затяните гайки за несколько проходов.
- Момент затяжки — 23 Нм
Примечание: установите уплотнения трубок свечей зажигания, чтобы их метки располагались, как показано на рисунке.
9. Установите датчик давления масла, предварительно нанеся специальный фиксирующий клей (или герметик) на 2 или 3 витка резьбы датчика.
10. Установите кронштейн генератора и правый крюк для подъема двигателя, затянув три болта.
- Момент затяжки — 42 Нм
11. Установите крышку №3 ремня привода ГРМ, затянув четыре болта.
- Момент затяжки — 8 Нм
12. Временно установите натяжной ролик и пружину.
- а) Совместите отверстие направляющего штифта кронштейна с штифтом.
- б) Установите натяжной ролик и болт; не затягивайте болт.
- в) Установите пружину натяжителя.
- г) Отожмите ролик влево, насколько это будет возможным, и затяните болт.
- д) Проверьте, чтобы натяжной ролик перемещался свободно.
13. Установите зубчатый шкив распределительного вала
- а) Совместите установочный штифт распределительного вала с пазом под установочный штифт и установите зубчатый шкив распределительного вала на вал.
- б) Затяните болт крепления шкива.
- Момент затяжки — 54 Нм
14. Установите ремень привода ГРМ на зубчатый шкив распределительного вала.
- а) Поверните коленчатый вал до совмещения его установочных меток.
- б) Установите и проверьте совмещение меток шкивов коленчатого и распределительного валов.
15. Установите форсунки в топливный коллектор.
- а) Установите новые уплотнения на каждую форсунку.
- б) Нанесите тонкий слой топлива на кольцевые уплотнения.
- в) Вращая форсунки, нажмите на них к топливному коллектору и установите форсунки.
- г) Установите разъем форсунок вверх.
- д) Установите четыре новых изоляторе и две теплоизоляционных втулки.
Примечание: втулки лучше приклеить.
- е) Установите топливный коллектор вместе с форсунками на голову блока цилиндров.
- ж) Временно затяните два болта крепления топливного коллектора к головке блока цилиндров.
- з) Проверьте плавность вращения форсунок.
Примечание: если форсунки равномерно не вращаются, вероятная причина - неправильная установка кольцевых уплотнений. Замените кольцевое уплотнение.
- и) Установите разъемы форсунок вверх.
- к) Затяните два болта крепления топливного коллектора к головке блока цилиндров.
- Момент затяжки — 13 Нм
- л) Подсоедините разъемы форсунок.
16. Установите впускной коллектор.
- а) Установите новую прокладку и впускной коллектор, затянув шесть болтов и две гайки за несколько проходов.
- Момент затяжки — 19 Нм
- б) Установите два зажима провода двигателя к проводным кронштейнам на впускном коллекторе.
- в) Установите два зажима защиты жгута проводов двигателя к болтам крепления крышки №2 ремня привода ГРМ в показанной на рисунке последовательности.
- г) Подсоедините следующие шланги:
- (1) Шланг системы вентиляции картера к впускному коллектору
- (2) Вакуумный шланг клапана повышения частоты вращения холостого хода при включении кондиционера к впускному коллектору.
- (3) Вакуумный шланг датчика абсолютного давления во впускном коллекторе к газовому фильтру,
- (4) Вакуумный шланг вакуумного усилителя тормозов к впускному коллектору.
17. (Модели с системой рециркуляции ОГ) Установите электропневмоклалан системы рециркуляции ОГ, затянув болт.
18. Подсоедините шланг возврата топлива к трубке.
19. Подсоедините шланг подвода топлива к топливному коллектору.
- a) Временно подсоедините шланг подвода топлива с двумя новыми прокладками и демпфером пульсаций давления топлива.
- б) Установите демпфер пульсаций давления топлива.
- Момент затяжки — 34 Нм
- в) Установите зажим жгута проводов двигателя и зажим электропроводки.
20. Установите вакуумную трубку.
- а) Установите вакуумную трубку, затянув два болта.
- 6) Подсоедините следующие шланги:
- (1) Вакуумный шланг (от газового фильтра) к регулятору давления топлива.
- (2) Вакуумный шланг (от регулятора давления топлива) к газовому фильтру.
- (3) Вакуумный шланг клапана управления перепуском воздуха насоса гидроусилителя к впускному коллектору.
- (4) Вакуумный шланг клапана повышения частоты вращения холостого хода при включении кондиционера.
- (5) Два вакуумных шланга клапана управления перепуском воздуха насоса гидроусилителя.
21. Подсоедините:
- (1) разъем датчика детонации,
- (2) (Модели с системой рециркуляции ОГ) разъем электропневмокпалана системы рециркуляции отработавших газов.
- (3) провод "массы".
22. Установите кронштейн №1 впускного коллектора, затянув два болта.
- Момент затяжки — 42 Нм
23. (Модели с системой рециркуляции ОГ) Установите клапан системы рециркуляции отработавших газов и вакуумный модулятор.
- а) Установите новую прокладку и клапан системы рециркуляции отработавших газов, затянув накидную гайку и две гайки крепления.
- Момент затяжки:
- гайки крепления — 13 Нм
- накидная гайка — 59 Нм
- б) Подсоедините следующие шланги:
- (1) Вакуумный шланг (от клапана системы рециркуляции отработавших газов) к каналу "Е" электропневмоклапана системы рециркуляции ОГ.
- (2) Вакуумный шланг (от канала "Q" модулятора давления системы рециркуляции ОТ) к каналу "G" эпектропневмоклапана системы рециркуляции ОГ.
24. Установите кронштейн №2 впускного коллектора и левый крюк для подъема двигателя, затянув болт и гайку.
- Момент затяжки — 42 Нм
25. Установите корпус дроссельной заслонки.
- а) Установите новую прокладку на впускной коллектор выступом вниз
- б) Установите корпус дроссельной заслонки, затянув четыре болта или два болта и две гайки.
- Момент затяжки — 19 Нм
Примечание: используются верхние и нижние болты, различные по длине .
Длина болта:
- верхний — 40 мм
- нижний — 55 мм
- в) Подсоедините следующие шланги:
- (1) Шланг системы вентиляции картера к корпусу дроссельной заслонки.
- (2) (Модели с системой рециркуляции отработавших газов) Два вакуумных шланга (от модулятора давления системы рециркуляции ОГ) к корпусу дроссельной заслонки.
- (3) (Модели с системой улавливания паров топлива) Вакуумный шланг (от термоуправляемого пневматического клапана системы улавливания паров топлива) к корпусу дроссельной заслонки.
- (4) Вакуумный шланг (от клапана управления холостым ходом) к трубке.
- д) Подсоедините следующие разъемы:
- (1) Разъем датчика положения дроссельной заслонки.
- (2) Разъем клапана управления холостым ходом.
26. Установите перепускную трубку охлаждающей жидкости
- а) Установите новую прокладку к крышке насоса охлаждающей жидкости
- б) Установите новое кольцевое уплотнение на перепускную трубку системы охлаждения
- в) Нанесите мыльный раствор на кольцевое уплотнение
- г) Подсоедините перепускную трубку охлаждающей жидкости к крышке насоса охлаждающей жидкости.
- д) Установите перепускную трубку системы охлаждения, затянув две гайки и два болта.
- Момент затяжки:
- гаек — 9 Нм
- болтов — 19 Нм
- е) Подсоедините следующие шланги:
- (1) Перепускной шланг охлаждающей жидкости клапана управления холостым ходом к перепускной трубке охлаждающей жидкости.
- (2) Шланг отопителя к перепускной трубке охлаждающей жидкости.
- (3) (Модели с масляным радиатором) Два перепускных шланга охлаждающей жидкости масляного радиатора.
27. Установите выходной патрубок охлаждающей жидкости.
- а) Установите новую прокладку и выходной патрубок охлаждающей жидкости, затянув две гайки
- Момент затяжки — 15 Нм
- б) Подсоедините следующие шланги:
- (1) Верхний шланг радиатора.
- (2) Перепускной шланг охлаждающей жидкости.
- (3) Шланг отопителя.
- (4) Перепускной шланг охлаждающей жидкости клапана управления холостым ходом.
- (5) (Модели с системой улавливания паров топлива) вакуумный Шланг термоуправляемого пневматического клапана (от канала "Р" корпуса дроссельной заслонки).
- (6) (Модели с системой улавливания паров топлива) вакуумный шланг термоуправляемого пневматического клапана (от аккумулятора паров топлива).
- в) Подсоедините следующие разъемы:
- (1) Разъем датчика указателя температуры охлаждающей жидкости;
- (2) Разъем датчика температуры охлаждающей жидкости;
- (3) Разъем датчика давления масла.
29. Установите выпускной коллектор.
- а) Установите нижний теплозащитный экран к выпускному коллектору, затянув три болта.
- 6) Установите новую прокладку и выпускной коллектор, затянув шесть гаек, равномерно и за несколько проходов.
- Момент затяжки — 49 Нм
- в) Установите кронштейн коллектора, затянув болт и гайку, и установите приемную трубу.
- Момент затяжки — 42 Нм
- г) Установите верхний теплозащитный экран, затянув пять болтов.
30. Установите распределитель.
- а) Поверните коленчатый вал по часовой стрелке и установите разрез распределительного вала впускных клапанов, как показано а рисунке.
- б) Проверьте состояние кольцевых уплотнений и, если необходимо, замените их.
- в) Нанесите тонкий слой моторного масла на кольцевое уплотнение.
- г) Совместите разрез муфты с выступом на корпусе
- д) Вставьте распределитель, совместите центр фланца с отверстием под болт на головке блока цилиндров.
Примечание: разрез смещен от центра и поэтому распределитель можно вставить только одним способом.
- е) Слегка затяните два болта.
- ж) Подсоедините высоковольтные провода к свечами зажигания
- з) Подсоедините два разъема распределителя
31. Установите генератор.
- а) Установите генератор, шарнирный, стопорный болт (модели с кондиционером) или регулировочный болт (модели без кондиционера). Не затягивайте болты.
- б) Установите ремень привода генератора.
- в) Отрегулируйте натяжение ремня.
- г) Затяните шарнирный болт, стопорный болт (модели с кондиционером) и регулировочный болт (модели без кондиционера).
- Момент затяжки:
- шарнирный болт — 54 Нм
- стопорный болт или регулировочный болт — 19 Нм
- д) Подсоедините разъем генератора.
- е) Подсоедините провод генератора, затяните гайку и установите резиновый колпачок.
- ж) Установите зажим электропроводки к зажиму на генераторе
32. Установите кронштейн тросов управления привода дроссельной заслонки, затянув два болта.
33 Заполните радиатор охлаждающей жидкостью.
34. Подсоедините и закрепите тросики управления к тяге дроссельной заслонки.
35 Подсоедините отрицательную клемму аккумуляторной батареи.