Снятие головки блока цилиндров. 1 - ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости; 2 - генератор; 3 - стопорный болт генератора (М3=18 Нм); 4 - болт крепления генератора (М3=58 Нм); 5 - шкив привода насоса охлаждающей жидкости; 6 - блок цилиндров с головкой блока в сбора; 7 - прокладка входного патрубка №2 охлаждающей жидкости; 8 - уплотнительное кольцо маслоизмерительного щупа; 9 - маслоизмерительный щуп в сборе с направляющей; 10 - крепежный болт входного патрубка №2 охлаждающей жидкости (М3=9,3 Нм); 11 - гайка крепления входного патрубка №2 охлаждающей жидкости (М3=15 Нм); 12 - входной патрубок №2 охлаждающей жидкости; 13 - шланги системы принудительной вентиляции картера; 14 - болт крепления опорной стойки впускного коллектора (М3=39 Нм); 115 - болт крепления опорной стойки впускного коллектора (М3=19 Нм); 16 - опорная стойки впускного коллектора; 17 - трубка перепуска воздуха; 18 - впускной коллектор; 19 - болт крепления впускного коллектора (М3=19 Нм); 20 - прокладка впускного коллектора; 21 - прокладка крышки камеры впуска воздуха; 22 - болт крепления крышки камеры впуска воздуха; 23 - крышка камеры впуска воздуха; 24 - прокладка между фланцем входного патрубка камеры впуска воздуха и опорной стойкой камеры впуска воздуха; 25 - прокладка под корпус дроссельной заслонки; 26 - транспортировочный крюк (рым) двигателя; 27 - корпус дроссельной заслонки; 28 - болт крепления корпуса дроссельной заслонки (М3=22 Нм); 29 - гайка крепления рыма (М3=28 Нм); 30 - болт крепления опорной стойки камеры впуска воздуха (М3=28 Нм); 31 - опорная стойка камеры впуска воздуха; 32 - болт крепления топливного коллектора (М3=15 Нм); 33 - топливный коллектор в сборе с форсунками; 34 - теплоизоляционная втулка коллектора форсунок; 35 - изолятор форсунки; 36 - электропроводка двигателя; 37 - болт крепления объединенного блока зажигания (блока бесконтактной системы зажигания) М3=20 Нм; 38 - объединенный блок зажигания (датчик-распределитель зажигания с катушкой зажигания или блок бесконтактной системы зажигания) с высоковольтными проводами; 39 - уплотнительное кольцо корпуса датчика-распределителя зажигания; 40 - входной патрубок охлаждающей жидкости и узел подвода охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров; 41 - болт крепления узла подвода охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров (М3=20 Нм); 42 - патрубок отвода охлаждающей жидкости от головки блока цилиндров; 43 - болт крепления патрубка отвода охлаждающей жидкости (М3=15 Нм); 44 - детали выпускного коллектора для серийных двигателей с каталитическим нейтрализатором отработавших газов; 45 - тепловой экран выпускного коллектора; 46 - выпускной коллектор; 47 - прокладка выпускного коллектора; 48 - гайка крепления выпускного коллектора (М3=34 Нм); 49 - опорный кронштейн выпускного коллектора; 50 - болт крепления опорного кронштейна выпускного коллектора (М3=39 Нм); 51 - болт крепления опорного кронштейна выпускного коллектора (М3=59 Нм); 52 - детали выпускного коллектора для остальных двигателей; 53 - верхний теплоизолирующий кожух выпускного коллектора; 54 - выпускной коллектор; 55 - нижний теплоизолирующий кожух выпускного коллектора; 56 - гайка крепления выпускного коллектора (М3=34 Нм); 57 - опорная стойка выпускного.коллектора; 58 - болты крепления опорной стойки выпускного коллектора (М3=39 Нм); 59 - детали камеры впуска воздуха и впускного коллектора для двигателя с системой сгорания обедненных смесей; 60 - крышка камеры впуска воздуха; 61 - прокладка крышки камеры впуска воздуха; 62 - топливный коллектор в сборе с форсунками; 63 - болт крепления общего топливопровода (коллектора) форсунок (М3=9,3 Нм); 64 - дистанционная втулка (проставка) болта форсунки; 65 - изолятор форсунки; 66 - впускной коллектор; 67 - болт крепления впускного коллектора (М3=19 Нм); 68 - прокладка впускной коллектор; 69 - проставка (корпус) дополнительных заслонок; 70 - прокладка корпуса дополнительных управляемых заслонок.
Примечание: в этом двигателе впускной коллектор имеет 8 отдельных впускных патрубков, соединяющих камеру впуска воздуха (резонатор) с каждым впускным клапаном, в каналах проставки непосредственно перед впускными клапанами установлены управляемые сервомеханизмом дополнительные заслонки, частично перекрывающие каналы на малых нагрузках.
Снятие головки блока цилиндров (продолжение).
1 - ремень привода ГРМ; 2 - резиновая пробка; 3 - крышка №2 ремня привода ГРМ; 4 - болт крепления крышки №2 ремня привода ГРМ (М3=7,4 Нм); 5 - крышка №3 ремня привода ГРМ; 6 - болт крепления крышки №3 ремня привода ГРМ (М3=7,4 Нм); 7 - сегментная заглушка (деталь; устанавливаемая с предварительной грунтовкой); 8 - болт крепления шкива привода распределительного вала выпускных клапанов (М3=59 Нм); 9 - шкив привода распределительного вала выпускных клапанов; 10 - сальник; 11 - распределительный вал выпускных клапанов; 12 - стопорное (обжимное) кольцо; 13 - волнистая пружинная шайба; 14 - вспомогательная шестерня распределительного вала впускных клапанов; 15 - пластинчатая пружина шестерни распределительного вала впускных клапанов; 16 - распределительный вал впускных клапанов; 17 - крышка подшипника распределительного вала; 18 - болт крепления крышки подшипника распределительного вала (М3=13 Нм); 19 - прокладка защитной трубки свечи зажигания; 20 - крышка механизма газораспределения (головки блока цилиндров); 21 - уплотняющая шайба; 22 - колпачковая гайка; 23 - прокладка крышки головки блока цилиндров; 24 - регулировочная шайба (для регулировки теплового зазора в клапанах); 25 - толкатель клапана; 26 - сухари; 27 - тарелка (держатель) пружины клапана; 28 - пружина клапана; 29 - маслоотражательный колпачок клапана; 30 - опорная шайба (седло) пружины клапана; 31 - направляющая клапана; 32 - клапан; 33 - свеча зажигания; 34 - болт крепления головки блока цилиндров (М3=29 Нм); затем последовательно довернуть каждый болт на 90°; после чего еще раз довернуть каждый болт на 90°; 35 - головка блока цилиндров; 36 - прокладка головки блока цилиндров; 37 - кронштейн крепления генератора; 38 - болт крепления кронштейна генератора (М3=26 Нм); 39 - транспортировочный крюк (рым) двигателя; 40 - болт крепления рыма (М3=28 Нм).
Снятие головки блока цилиндров
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумулятора.
2. Слейте охлаждающую жидкость.
3. Снимите ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости (см. подраздел "Снятие ремня ГРМ" раздела "Ремень привода ГРМ").
4 Отсоедините электропроводку двигателя, предварительно отсоединив или сняв: разъем генератора (1), электропроводку генератора (2), разъем датчика аварийного давления масла (3), два хомута электропроводки (4).
Затем снимите защиту электропроводки двигателя и отсоедините электропроводку от головки блока цилиндров.
5. Снимите генератор, отвернув болт его крепления, гайку и регулировочный болт.
6. Снимите выпускной коллектор.
4A-FE (серийный вариант)
- а) Отверните 3 болта, 2 гайки и снимите верхний теплозащитный кожух.
- б) Отвернув 3 болта, снимите опорную стойку выпускного коллектора.
- в) Отвернув 5 гаек, снимите выпускной коллектор и прокладку.
4A-FE (кроме серийного варианта)
- а) Отверните 4 болта и снимите верхний теплозащитный кожух.
- б) Отвернув 2 болта, снимите опорную стойку выпускного коллектора.
- в) Отвернув 5 гаек, снимите выпускной коллектор и прокладку.
- г) Отвернув 3 болта, снимите нижний теплозащитный кожух с выпускного коллектора.
(7A-FE)
- а) Отверните 4 болта и снимите верхний теплозащитный кожух.
- б) Отверните болт крепления опорной стойки к выпускному коллектору.
- в) Отвернув 5 гаек, снимите выпускной коллектор и прокладку.
- г) Отвернув 2 болта, снимите опорную стойку выпускного коллектора.
7. Снимите патрубок отвода охлаждающей жидкости, отвернув два болта крепления.
8. Снимите объединенный блок зажигания (датчик-распределитель зажигания с катушкой зажигания (блок бесконтактной системы зажигания), предварительно сняв высоковольтные провода (удерживая их только за резиновые чехлы) и отвернув 2 гайки крепления объединенного блока зажигания.
9. Снимите корпус патрубков подвода охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров.
- а) Отсоедините разъем датчика температуры охлаждающей жидкости, шланги перепуска охлаждающей жидкости и вакуумный шланг биметаллического электропневмоклапана системы улавливания паров топлива.
- б) Отверните болт и 2 гайки и снимите корпус патрубков подвода охлаждающей жидкости.
10. Снимите корпус дроссельной заслонки (см. главу "Система впрыска топлива (бензиновые двигатели)").
11. Снимите транспортировочный крюк (рым) двигателя, предварительно отвернув болт (или болты) и отсоединив трубку перепуска воздуха и трубку подвода топлива. Затем, отвернув болт и гайку, снимите рым, опорную стойку камеры впуска воздуха (резонатора) и прокладку.
7A-FE.
4A-FE (серийный вариант).
4A-FE (вариант с системой Lean Bum).
12. Снимите опорную стойку впускного коллектора, отвернув 3 болта.
13. Снимите трубку перепуска воздуха, предварительно отсоединив трубку магистрали обратного слива топлива и отвернув болт и гайку.
14. Отсоедините электропроводку двигателя от впускного коллектора, отвернув болт и 2 гайки.
15. Снимите крышку камеры впуска воздуха:
Отсоедините 2 шланга системы: принудительной вентиляции картера и шланг передачи разрежения.
Используя ключ с внутренним шестигранником на 6 мм, отверните 3 болта, 2 гайки и снимите крышку камеры впуска воздуха и прокладку.
16. Отсоедините трубку магистрали обратного слива топлива от регулятора перепада давления топлива.
17. Отсоедините трубку подвода топлива от общего топливопровода (коллектора) форсунок, отвернув и сняв перепускной болт с прокладками.
18. Отсоедините разъемы форсунок.
19. Снимите топливный коллектор в сборе с форсунками.
- а) Отверните 2 болта (для двигателей с системой Lean Bum - 3 болта) и снимите коллектор форсунок вместе с форсунками.
4A-FE (серийный вариант) и 7A-FE.
4A-FE вариант с системой Lean Bum.
Примечание: не уроните форсунки в процессе снятия коллектора.
- б) Снимите 4 изолятора и 2 дистанционные втулки (для двигателей с системой Lean Burn - 3 дистанционные втулки) с впускного коллектора.
- в) Снимите 4 форсунки с общего топливопровода (коллектора) форсунок.
- г) Снимите уплотнительную кольцевую прокладку и резиновую втулку с каждой форсунки.
20. Отверните 7 болтов, 2 гайки и впускной коллектор вместе с прокладкой (для двигателей с системой Lean Bum - с двумя прокладками и клапаном перепуска воздуха).
21. Снимите указатель уровня масла с направляющей отверните болт крапления, извлеките весь узел (указатель с направляющей) и удалите уплотнительное кольцо-прокладку.
22. Снимите патрубок №2 подвода охлаждающей жидкости.
- а) Отверните 2 гайки, крепящие патрубок к головке.
- б) Отсоедините подводящий патрубок от насоса охлаждающей жидкости.
23. Снимите свечи зажигания, используя специальный ключ
24. Снимите крышку головки блока цилиндров с прокладкой, отвернув 4 колпачковые гайки и сняв уплотнители.
25. Снимите защитные кожухи №3 и №2 ремня привода ГРМ.
26. Установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия.
- а) Поверните шкив коленчатого вала и совместите канавку на шкиве с синхронизирующей меткой "О" на защитной крышке №1 ремня приводе ГРМ.
- б) Убедитесь, что малое отверстие в зубчатом шкиве привода раслределитепьного вала выпускных клапанов совмещается с установочной меткой на крышке 1-го подшипника распределительного вала.
В противном случае проверните коленчатый вал еще на один оборот (360").
27. Снимите ремень привода ГРМ с зубчатого шкива распределительного вала.
- а) Нанесите установочные метки на зубчатый шкив и на зубчатый ремень привода ГРМ, а также монтажную метку на ремень в месте его выхода из защитного кожуха №1 ремня привода ГРМ.
- б) Снимите резиновую пробку с крышки №1 ремня приводе ГРМ.
- в) Отпустите болт крепления натяжного ролика ремня привода ГРМ, отведите натяжной ролик влево до упора и временно снова затяните болт натяжного ролика.
- г) Снимите зубчатый ремень с зубчатого шкива привода распределительного вала.
Примечания:
- Удерживайте ремень таким образом, чтобы не допустить изменения зацепления ремня с зубчатым шкивом коленчатого вала.
- Не допускайте попадания каких-либо предметов в защитный кожух ремня привода ГРМ.
- Не допускайте попадания на ремень масла, воды или грязи.
28. Снимите транспортировочный крюк (рым) двигателя и кронштейн крепления генератора.
29. Снимите зубчатый шкив ремня привода ГРМ с распределительного вала, предварительно зафиксировав распределительный вал разводным ключом и отвернув болт шкива.
30. Снимите распределительные валы впускных и выпускных клапанов. Примечание: поскольку осевой зазор распределительного вала очень мал, то для предотвращения заклинивания и/или повреждения вала при его демонтаже необходимо удерживать вал в горизонтальном положении, для этого необходимо соблюдать изложенную ниже процедуру демонтаже
- А. Снимите распределительный вал впускных клапанов.
- а) Поверните распределительный вал впускных клапанов таким образом, чтобы установочное отверстие вспомогательной шестерни оказалось в положении, показанном на рисунке.
В этом случае кулачки распределительного вала впускных клапанов равномерно нажимают на толкатели клапанов 1-го и 3-го цилиндров.
- б) Отверните 2 болта и снимите крышку 1-го подшипника распределительного вала.
- в) Зафиксируйте вспомогательную шестерню распределительного вала впускных клапанов с ведущей шестерней установочным болтом.
- Рекомендуемый установочный болт — М6х1 длиной 16-20 мм.
Примечание: при снятии распределительного вала убедитесь, что в результате данной операции нейтрализовано скручивающее усилие торсионной пружины вспомогательной шестерни.
- г) Равномерно отпустите болты крышек подшипников распределительного вала впускных клапанов за несколько проходов в последовательности, указанной на рисунке, и выверните болты.
- д) Снимите крышки подшипников распределительного вала впускных клапанов, а затем и сам распределительный вал.
Примечание:
- Не прилагайте значительных усилий и не пытайтесь использовать отвертку или какой-либо другой предмет в качестве рычага
- Если распределительный вал не снимается, установите крышку 3-го подшипника, затяните ее, а затем отпустите болты, одновременно вытягивая вал за шестерню.
- Б. Снимите распределительный вал выпускных клапанов.
- а) Поверните с помощью разводного ключа распределительный вал выпускных клапанов так, чтобы установочный штифт оказался в положении, показанном на рисунке.
В этом случае кулачки распределительного вала выпускных клапанов равномерно нажимают на толкатели клапанов 1-го и 3-го цилиндров.
- б) Отверните 2 болта и снимите крышку 1-го подшипника распределительного вала.
- в) Равномерно отпустите болты крышек подшипников распределительного вала выпускных клапанов за несколько проходов в последовательности, указанной на рисунке, и выверните болты.
- г) Снимите крышки подшипников распределительного вала выпускных клапанов, а затем и сам распределительный вал.
Примечание:
- Не прилагайте значительных усилий и не пытайтесь использовать отвертку или какой-либо другой предмет в качестве рычаге.
- Если распределительный вал не снимается, установите крышку 3- го подшипника, затяните ее, а затем отпустите болты, одновременно вытягивая вал за шестерню.
31. Разберите распределительный вал впускных клапанов.
- а) Зажмите распределительный вал его шестигранной частью в тиски.
Примечание: будьте осторожны, чтобы не повредить распределительный вал.
- б) Введите технологические болты (А) и (В) в технологические отверстия вспомогательной шестерни распределительного вала.
- в) С помощью отвертки поверните вспомогательную шестерню распределительного вала по часовой стрелке и ударите технологический болт (С).
Внимание: не повредите распределительный вал.
- г) Пассатижами снимите стопорное кольцо.
- д) Снимите: пружинную шайбу (1), вспомогательную шестерню распределительного вала (2) и пружину шестерни (3).
32. Снимите сегментную (полукруглую) заглушку
33. Снимите головку блока цилиндров.
- а) Используя подходящее приспособление, равномерно, за несколько проходов, отпустите и выверните болты головки блока цилиндров в последовательности, указанной на рисунке, а затем снимите 10 шайб.
Внимание: коробление или растрескивание головки блока может быть следствием нарушения последовательности ослабления болтов крепления головки блока.
- б) Поднимите головку блока цилиндров с установочных штифтов и положите ее на верстак, подложив под нее деревянные бруски.
Внимание: если головка блока снимается тяжело, можно использовать отвертку, вставляя ее в газовый стык, как показано на рисунке. Однако старайтесь не повредить поверхности головки и блока, а также прокладку головки блока.