- а) Проворачивая коленчатый вал, последовательно установите поршни в ВМТ. Шабером очистите поверхности днищ поршней от углеродных отложений.
- б) Шабером снимите остатки прокладки головки блока на поверхности разъема блока цилиндров.
- в) Сжатым воздухом удалите углеродные отложения и остатки про-кладки головки блока с поверхностей, отверстий под болты.
Примечание: используя сжатый воздух, опасайтесь попадания в глаза частиц грязи.
2. Очистите головку блока цилиндров.
- а) Очистите поверхность головки блока от остатков прокладки головки блока.
Примечание: будьте осторожны, чтобы не повредить поверхность головки блока, сопрягаемую с прокладкой.
- б) Очистите поверхности камер сгорания головки блока металлической щеткой, удалив остатки углеродных отложений.
- в) Очистите отверстия направляющих втулок головки блока щеткой и растворителем.
- г) Очистите поверхность головки блока цилиндров (сопрягаемую с поверхностью блока цилиндров), используя мягкую щетку и растворитель.
3. Проверьте головку блока цилиндров.
а) Прецизионной линейкой и плоским щупом, как показано на рисунке, проверьте неплоскостность рабочих поверхностей головки блока цилиндров, сопрягаемых:
- с поверхностью блока цилиндров.
- с поверхностями впускного и выпускного трубопроводов.
Максимально допустимая неплоскостность поверхности:
- газового стыка:
- 2С, 2С-Т, 3S-GE — 0,20 мм
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5E-FE, 7A-FE — 0,05 мм
- привалочной впускного коллектора:
- 2С, 2С-Т, 3S-GE — 0,20 мм
- 3S-FE, 4S-FE — 0,08 мм
- 4A-FE, 7A-FE — 0,10 мм
- 5E-FE — 0,05 мм
- привалочной выпускного коллектора:
- 2С, 2С-Т — 0,20 мм
- 3S-FE, 4S-FE — 0,08 мм
- 3S-GE — 0,30 мм
- 4A-FE, 7A-FE — 0,10 мм
- 5E-FE — 0,05 мм
Если величина неллоскостности превышает максимально допустимую. замените головку блока цилиндров или отшлифуйте ее.
- 6) Используя проникающий краситель, проверьте наличие трещин в камерах сгорания, впускных и выпускных каналах и на поверхности газового стыка. При наличии трещин замените головку блока цилиндров или заварите ее (с последующей шлифовкой).
4. Очистите клапаны.
- а) Шабером снимите налет углеродистых отложений с тарелки клапана.
- б) Щеткой окончательно очистите клапан.
5. Проверьте диаметры стержней клапанов и внутренние диаметры направляющих втулок клапанов.
- а) Нутромером измерьте внутренний диаметр направляющих втулок клапанов.
- Внутренний диаметр втулки:
- 2С, 2С-Т — 8,010-8,030 мм
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5E-FE, 7A-FE — 6,010-6,030 мм
- 3S-GE — 6,000-6,018 мм
- б) Микрометром измерьте диаметр стержня клапана.
- Диаметр стержня клапана:
- впускной клапан:
- 2С, 2С-Т — 7,975-7,990 мм
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5E-FE и 7A-FE — 5,970-5,985 мм
- 3S-GE — 5,960-5,975 мм
- выпускной клапан:
- 2С, 2С-Т — 7,960-7,975 мм
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5E-FE и 7A-FE — 5,965-5,980 мм
- 3S-GE — 6,955-5,970 мм
- впускной клапан:
- в) По разности измерений диаметра стержня клапана и внутреннего диаметра направляющей втулки найдите зазор между стержнем клапана и его направляющей.
- Номинальный масляный зазор: впускной клапан:
- 2С, 2С-Т — 0,020-0,055 мм
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5E-FE и 7A-FE — 0,025-0,060 мм
- 3S-GE — 0,025-0,058 мм
- 2С.2С-Т — 0,035-0,070 мм
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5E-FE и 7A-FE — 0,030-0,065 мм
- 3S-GE — 0,030-0,063 мм
- Номинальный масляный зазор: впускной клапан:
- Максимальный масляный зазор:
- впускной клапан — 0,08 мм
- выпускной — 0,10 мм
Если зазор больше максимально допустимого, замените клапан и направляющую втулку.
6. Если необходимо, замените направляющие втулки клапанов.
- а) Постепенно нагрейте головку блока цилиндров в водяной ванне до температуры 80-100°С.
- б) Используя выколотку и молоток, выпрессуйте направляющую втулку.
- в) Нутромером измерьте диаметр расточки под направляющую в корпусе головки блока цилиндров.
- г) Выберите новый размер (стандартный или ремонтный на 0.05 мм) наружного диаметра направляющей клапана.
Если диаметр отверстия под направляющую в корпусе головки блока превышает:
- 2С, 2С-Т — 13,027 мм
- 3S-FE, 4S-FE — 11,012 мм
- 3S-GE — 11,006 мм
- 4A-FE, 5E-FE, 7A-FE — 11,027 мм
то расточите отверстие под направляющую до диаметра:
- 2С, 2С-Т — 13,050-13,077 мм
- 3S-FE, 4S-FE — 11,035 - 11,062 мм
- 3S-GE — 11,038-11,056 мм
- 4A-FE, 5E-FE и 7A-FE — 11,050- 11,077 мм
Если диаметр отверстия под направляющую в корпусе головки блока превышает ремонтный размер, то замените головку блока цилиндров.
Величину наружных диаметров втулок впускных и выпускных клапанов выбирайте в зависимости от диаметров отверстий под направляющие (см. таблицу).
Примечание: на двигателях 2С, 2С-Т, 3S-FE, 5E-FE направляющие втулки впускных и выпускных клапанов имеют разные размеры.
Направляющие втулки:
- впускных клапанов:
- 2С, 2С-Т — 46,0 мм
- 3S-FE, 5E-FE — 38,5 мм
- выпускных клапанов:
- 2С, 2С-Т — 50,0 мм
- 3S-FE, 5E-FE — 40,5 м
- д) Нагрейте головку блока цилиндров в водяной ванне до температуры 80-100°С.
- е) Установите направляющую втулку клапана. Используя выколотку и молоток,установите новую направляющую втулку клапана, чтобы она выступала из головки блока цилиндров на:
- 4A-FE, 7A-FE, 5E-FE — 12,7-13,1 мм
- 2С, 2С-Т — 17,3-18,1 мм
- ж) Используя развертку на 6 мм (3S- FE, 3S-GE, 4S-FE, 4A-FE, 5E-FE и 7А- FE) или 8 мм (2С, 2С-Т), разверните внутреннее отверстие направляющей, чтобы обеспечить нормированный зазор между направляющей и стержнем клапана (см. пункт 5 (в)).
7. Проверьте и притрите клапаны.
- а) Прошлифуйте клапаны до устранения следов нагара и царапин.
- б) Убедитесь, что притертая фаска клапана образует угол 44,5° относительноплоскости, перпендикулярной оси стержня.
- в) Проверьте толщину тарелки клапана.
- Стандартная толщина тарелки:
- 3S-FE, 4S-FE, 3S-GE, 4A-FE, 5E-FE, 7A-FE — 0,8- 1,2 мм
- 2С, 2С-Т
- впускной клапан — 1,41 мм
- выпускной клапан — 1,51 мм
- Минимальная толщина тарелки:
- 3S-FE, 4S-FE, 3S-GE, 4A-FE, 5E-FE, 7A-FE — 0,5 мм
- 2С, 2С-Т
- впускной клапан — 0,9 мм
- выпускной клапан — 1,0 мм
Если толщина тарелки цилиндрической части тарелки меньше минимально допустимого значения, замените клапан.
- г) Проверьте общую длину клапана
- Номинальная длина:
- Впускной клапан:
- 2С — 105,70 мм
- 2С-Т — 105,50- 05,90 мм
- 3S-FE — 97,60 мм
- 4S-FE — 100,60 мм
- 3S-GE — 105,50 мм
- 4A-FE, 7A-FE — 87,45 ММ
- 5E-FE — 93,45 мм
- Выпускной клапан:
- 2С — 105,35 мм
- 2С-Т — 105,15-105,55 мм
- 3S-FE — 98,45 мм
- 4S-FE — 100,45 мм
- 3S-GE — 99,55 мм
- 4A-FE, 7A-FE — 87,84 мм
- 5E-FE — 93,89 мм
- Впускной клапан:
- Минимальная общая длина:
- Впускной клапан:
- 2С, 2С-Т — 105,20 мм
- 3S-FE — 97,10 мм
- 4S-FE — 100,10 мм
- 3S-GE — 104,80 мм
- 4A-FE, 7A-FE — 86,95 мм
- 5E-FE — 92,95 мм
- Выпускной клапан:
- 2С, 2С-Т — 104,85 мм
- 3S-FE — 98,00 мм
- 4S-FE — 99,95 ММ
- 3S-GE — 98,85 мм
- 4A-FE, 7A-FE — 87,35 мм
- 5E-FE 93,39 мм
- Впускной клапан:
Если общая длина меньше минимально допустимой, замените клапан.
- д) Проверьте состояние торцевой поверхности клапанов на предмет наличия износа.
Если торец клапана изношен, перешлифуйте торец или замените клапан.
Примечание: при перешлифовке не допускайте уменьшения общей длины клапана, выходящей за предел ее минимально допустимого значения.
8. Проверьте и очистите седла клапанов.
- а) Фрезой из твердого сплава с углом конуса 45° прошлифуйте седла клапанов, сняв минимальный слой металла только для очистки рабочих фасок сёдел.
- б) Проверьте правильность посадки клапана в седло.
Нанесите тонкий слой белил на фаску клапана. Прижмите рабочую фаску клапана к седлу, но не вращайте клапан. Затем уберите клапан и осмотрите седло и фаску клапана.
Если краска остается по всей окружности (360°) фаски клапана, то клапан концентричен. В противном случае замените клапан.
Если краска проявляется по всей окружности (360°) седла клапана, направляющая (втулка) клапана и седло клапана концентричны. В противном случае перешлифуйте фаску.
Убедитесь, что пятно контакта находится в средней части рабочей фаски клапана и имеет ширину:
- 3S-FE, 4S-FE, 3S-GE, 4A-FE, 5E-FE, 7A-FE — 1,0-1,4 мм
- 2С, 2С-Т — 1,2-1,6 мм
В противном случае скорректируйте фаску следующим образом:
Если пятно контакта расположено слишком высоко на фаске клапана, то для перешлифовки седла используйте фрезы с углом конуса 30° и 45°.
Если пятно контакта расположено слишком низко на фаске клапана, то для перешлифовки седла используйте фрезы с углом конусе 75° и 45° или 60° и 45°, как показано на рисунке.
3S-GE, 3S-FE, 5E-FE | 2C, 2C-T, 4A-FE, 7A-FE, 4S-FE |
- г) Вручную притрите клапан и седло клапана с использованием абразивной пасты.
- д) После притирки очистите клапан и седло клапана.
9. Проверьте клапанные пружины.
- а) Используя металлический угольник (90°), проверьте неперлендикулярность пружины клапана, как показано на рисунке.
- Максимально допустимая нелерпендикулярность составляет — 2,0 мм
- б) Штангенциркулем измерьте свободную длину пружины в свободном состоянии.
Длина пружины клапана:
- 2G, 2С-Т — 47,50 мм
- 3S-FE, 4S-FE — 40,95-42,00 мм
- 3S-GE — 44,43 мм
- 4A-FE, 7A-FE — 38,57 мм
- 5E-FE — 39,80 мм
Если длина пружины отличается от номинальной, замените пружину клапана.
- в) Тестером для проверки пружин измерьте усилие, необходимое для сжатия пружины до установочной длины.
Сила упругости пружины при длине:
- 2С, 2С-Т (40,3 мм) — 225-248 Н
- 3S-FE, 4S-FE (34,7 мм) — 164-189 Н
- 3S-GE (34,4 мм) — 201-236 Н
- 4A-FE, 7A-FE (31,7 мм) — 166 Н
- 5E-FE (31,8 мм) — 148-164 Н
Если усилие выходит за указанные пределы, замените пружину клапана.
10. Проверьте распределительные валы и подшипники.
А. Проверьте распределительный вал на предмет наличия изгиба.
- а) Уложите распределительный вал на призмы.
- б) Стрелочным индикатором проверьте биение распределительного вала относительно средней шейки.
- Максимальное биение:
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE и 5E-FE, 7A-FE — 0,04 мм
- 2С, 2С-Т, 3S-GE — 0,06 мм
Если биение превышает допустимое значение, замените распределительный вал.
Б. Проверьте высоту кулачков распределительного вала, измерив ее микрометром.
- 2С:
- Номинальная высота кулачков:
- впускные — 47,90 мм
- выпускные — 48,35 мм
- Минимально допустимая высота кулачков:
- впускные — 47,40 мм
- выпускные — 47,85 мм
- Номинальная высота кулачков:
- 2С-Т:
- Номинальная высота кулачков:
- впускные — 47,35-47,45 мм
- выпускные — 48,30-48,40 мм
- Минимально допустимая высота кулачков:
- впускные — 46,90 мм
- выпускные — 47,85 мм
- Номинальная высота кулачков:
- 3S-FE:
- Высота кулачков распределительного вала впускных клапанов:
- номинальная — 42,51-42,61 мм
- минимально допустимая — 42,40 мм
- Высота кулачков распределительного вала выпускных клапанов:
- номинальная — 40,36-40,46 мм
- минимально допустимая — 40,25 мм
- Высота кулачков распределительного вала впускных клапанов:
- 3S-GE:
- Номинальная высота кулачков — 41,31-41,41 мм
- Минимально допустимая высота кулачков — 41,20 мм
- 4S-FE:
- Высота кулачков распределительного вала впускных клапанов:
- номинальная — 34,91-35,01 мм
- минимально допустимая — 34,76 мм
- Высота кулачков распределительного вала выпускных клапанов:
- номинальная — 40,36-40,46 мм
- минимально допустимая — 40,25 мм
- Высота кулачков распределительного вала впускных клапанов:
- 4A-FE, 7A-FE:
- Высота кулачков распределительного вала впускных клапанов:
- номинальная — 34,81-34,91 мм
- минимально допустимая — 35,41 мм
- Высота кулачков распределительного вала выпускных клапанов:
- номинальная — 41,96-42,06 мм
- минимально допустимая — 41,55 мм
- Высота кулачков распределительного вала впускных клапанов:
- 5E-FE:
- Высота кулачков распределительного вала впускных клапанов:
- номинальная — 41,51-41,61 мм
- минимально допустимая — 41,36 мм
- Высота кулачков распределительного вала выпускных клапанов:
- номинальная — 41,31-41,41 мм
- минимально допустимая — 41,16 мм
- Высота кулачков распределительного вала впускных клапанов:
Если высота кулачка меньше чем минимум, замените распределительный вал.
В. Проверьте размеры опорных шеек распределительного вала, измерив их диаметры микрометром.
Диаметр опорных шеек распределительных валов:
- 3S-GE, 3S-FE 4S-FE — 26,959-26.975 мм
- 4A-FE, 7A-FE, 5E-FE
- 1-й опорной — 24,949-24,965 мм
- остальных — 22,949-22,965 мм
- 2С, 2С-Т — 27,979-27,995 мм
Если диаметры шеек выходят за пределы, указанные в технических условиях, проверьте масляный зазор между шейкой и подшипником.
Г. Проверьте состояние подшипников распределительного вала на предмет наличия выкрашивания и царапин на их поверхностях. При наличии перечисленных дефектов замените крышки подшипников или головку блока цилиндров в сборе.
Д. (3S-FE, 4S-FE, 3S-GE, 4A-FE.5E-FE, 7A-FE) Проверьте состояние пластинчатой разрезной пружины шестерни распределительного вала, измерив зазор её замка в свободном состоянии.
Свободный зазор:
- двигатели серии S и E — 22,5-22,9 мм
- двигатели серии А — 17,0-17,6 мм
Если зазор замка в свободном состоянии выходит за указанные пределы, замените пластинчатую пружину шестерни.
Е. Проверьте радиальный масляный зазор в подшипниках распределительного вала.
- а) Очистите рабочие поверхности шеек распределительного вала и крышек подшипников.
- б) Уложите распределительные валы в постели головки блока цилиндров.
- в) Положите по кусочку пластикового калибра на каждую шейку распределительного вала.
Примечание:
- (4A-FE, 1A-FE) стрелки на крышках подшипников должны быть направлены к передней части двигателя.
- (2С, 2С-Т) затяните болты в три приема, начиная с внутренней стороны.
- г) Установите крышки подшипников. Затяните болты крышек.
- Момент затяжки:
- двигатели серии S, С — 18 Нм
- двигатели серии А, Е — 13 Нм
Примечание: не проворачивайте распределительный вал.
- д) Снимите крышки подшипников.
- е) Измерьте ширину сплющенных пластиковых калибров в наиболее широкой части и вычислите зазор.
- Радиальный зазор в подшипниках распределительного вала:
- Номинальный:
- двигатели серии А и Е — 0,035-0,072 мм
- двигатели серии С — 0,037-0,073 мм
- двигатели серии S — 0,025-0,062 мм
- Максимально допустимый — 0,1 мм
- Номинальный:
Если зазор больше максимально допустимого, замените распределительный вал. При необходимости замените крышки подшипников и головку блока цилиндров.
- ж) Удалите остатки пластиковых калибров.
Ж. Проверьте осевой зазор распределительного вала.
- а) Установите распределительный вал в постели головки блока цилиндров.
- б) Индикатором измерьте осевой зазор при перемещении распредели- тельных валов назад и вперед.
Осевой зазор распределительных валов:
- 2С, 2С-Т:
- номинальный — 0,080-0,18 мм
- максимально допустимый — 0,25 мм
- 3S-FE, 4S-FE:
- Номинальный:
- впускных клапанов — 0,045-0,100 мм
- выпускных клапанов — 0,030-0,085 мм
- Максимально допустимый:
- впускных клапанов — 0,12 мм
- выпускных клапанов — 0,10 мм
- Номинальный:
- 3S-GE:
- номинальный — 0,025-0,062 мм
- максимально допустимый — 0,08 мм
- 4A-FE, 7A-FE:
- Номинальный:
- впускных клапанов — 0,030-0,085 мм
- выпускных клапанов — 0,035-0,090 мм
- Максимально допустимый — 0,11 мм
- Номинальный:
- 5E-FE:
- Номинальный — 0,045-0,100 мм
- Максимально допустимый — 0,12 мм
Если осевой зазор больше максимально допустимого, замените распределительный вал. Если необходимо, замените крышки подшипника и головку блока цилиндров.
3. (3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5E-FE и 7A-FE) Измерьте зазор в зубчатом зацеплении распределительных валов.
- а) Установите оба распределительных вала в головку блока, не устанавливая вспомогательную шестерню привода распределительного вала выпускных клапанов.
- б) Часовым индикатором измерьте зазор в зубчатом зацеплении.
- Номинальный зазор — 0,02-0,20 мм
- Максимальный зазор — 0,30 мм
Если зазор больше максимального, замените распределительные валы.
11. Проверьте толкатели и расточки под толкатели в корпусе головки блока.
- а) Индикатором-нутромером измерьте диаметры расточек под толкатели в головке блока цилиндров.
- Диаметр расточки под толкатель в головке блока:
- 2С, 2С-Т — 37,960-37,975 мм
- 3S-FE — 31,000-31,018 мм
- 4S-FE — 28,000-28,021 мм
- 3S-GE, 5E-FE — 28,000-28,021 мм
- 4A-FE, 7A-FE — 31,000-31,025 мм
- б) Микрометром измерьте диаметр толкателя.
- Диаметр толкателя:
- 2С, 2С-Т — 37,922-37,932 мм
- 3S-FE, 4A-FE, 7A-FE — 30,966-30,976 мм
- 3S-GE, 4S-FE, 5E-FE — 27,975-27,985 мм
- в) Проверьте масляный зазор. Вычтите значение диаметра толкателя из значения диаметра расточки под толкатель в корпусе головки и определите зазор.
- Зазор между толкателем и стенкой расточки под толкатель:Номинальный:
- 4A-FE, 7A-FE — 0,024-0,059 мм
- 2G, 2С-Т — 0,028-0,053 ММ
- 3S-GE, 3S-FE — 0,024-0,052 мм
- 4S-FE, 5E-FE — 0,015-0,046 мм
- 4A-FE, 7A-FE, 3S-GE3S-FE, 4S-FE — 0,07 мм
- 2С, 2С-Т, 5E-FE — 0,10 мм
Если зазор превышает максимально допустимый, замените толкатель. При необходимости замените головку блока цилиндров.
12. (Кроме 4A-FE, 7A-FE) Используя прецизионную поверочную линейку и плоский щуп, проверьте контактные поверхности коллекторов на предмет неплоскостности привалочных поверхностей.
Максимальная неплоскостность:
- 2С, 2С-Г — 0,40 мм
- 3S-FE, 4S-FE — 0,30 мм
- 3S-GE — 0,20 мм
- 5E-FE — 0,05 мм
3S-FE, 4S-FE, 3S-GE
13. (5E-FE) Если необходимо, замените прокладки трубок свечей зажигания.
- а) Используя отвертку, снимите прокладку.
- б) 3апрессуйте трубки свечей зажигания заподлицо с крышкой головки блока цилиндров.
- в) Нанесите немного герметика на выступы прокладки.