Поделитесь информацией:
Вы найдете здесь широкий спектр информации — начиная с советов по подготовке к ремонту и приобретения новых узлов и деталей и заканчивая поэтапными процедурами снятия и установки.
Следующие параграфы призваны помочь вам определить, нуждается ли двигатель в капительном ремонте. Дается описание того, как снять и установить двигатель, если он требует ремонта. За сведениями о ремонте двигателя без снятия его с автомобиля обратитесь к соответствующим параграфам в частях А и Б главы 2.
Технические данные, включенные в эту главу, носят общий характер и содержат сведения только для проверки давления масла и компрессии и некоторые значения моментов затяжки (относящиеся к нижней части двигателя). За дополнительными техническими данными обратитесь к главам 2А или 2Б.
Не всегда легко определить, когда двигателю требуется капительный ремонт. Это зависит от множества факторов.
Большой пробег еще не обязательно указывает на необходимость капитального ремонта. В то же время низкий пробег совсем не исключает того, что двигатель требует капительного ремонта. Наиболее важным фактором можно считать регулярность обслуживания. Двигатель, на котором регулярно и часто меняли масло и заменяли фильтр, который регулярно проходил и другое требуемое обслуживание, может надежно и долго прослужить без капительного ремонте и обеспечить многие тысячи километров пробега. И наоборот, двигатель, обслуживанием которого пренебрегали, может очень рано потребовать капитального ремонта, независимо от своего срока службы.
Повышенный расход масла — это признак того, что требуют внимания поршневые кольца, маслоотражательные колпачки клепаное и/или направляющие втулки клапанов. Прежде чем решить, что кольца и/или направляющие втулки изношены, убедитесь в том, что причина кроется не в утечке масла. Чтобы определить объем необходимых работ, выполните проверку компрессии (см. параграф 3). Также проверьте показания разрежения при различных условиях (см. параграф 4).
Проверьте давление масла с помощью манометра, установленного на место датчика давления масла, и сравните показание с предписанным значением (см. параграф 2). Если давление очень низкое, возможно, что причиной является износ подшипников коленчатого вала и/или масляный насос.
Потеря мощности, неровная работа, стуки или металлические шумы двигателя, повышенный шум клапанного механизма и высокий расход топлива также могут говорить о необходимости капитального ремонта, особенно если все они проявляются одновременно. Если полный комплекс обслуживания не решает проблемы, единственное решение – это капитальный ремонт.
Капитальный ремонт двигателя подразумевает восстановление всех внутренних элементов в соответствии с техническими параметрами нового двигателя. При капитальном ремонте заменяются поршневые кольца и восстанавливаются цилиндры (путем расточки и/или хонингования) (рис. 1.2 и 1.3). В случае расточки цилиндров требуется установка новых поршней ремонтного размера. Как правило, устанавливаются новые коренные и шатунные вкладыши коленчатого вала, а также подшипники распределительных валов. При необходимости и сам коленчатый вал можно перешлифовать, чтобы восстановить шейки (рис. 1.4). Как правило, клапаны также подлежат ремонту, так как на момент ремонта их состояние обычно далеко от идеального. При выполнении капитального ремонта двигателя можно отремонтировать и другие элементы, такие как распределитель, стартер и генератор. Результатом работы должен стать двигатель, по своим характеристикам не уступающий новому, который обеспечит вам тысячи и тысячи километров безаварийного пробега.

Рис. 1.2. Расточка блока цилиндров. На специализированной СТО для восстановления цилиндров используется стояночное оборудование

Рис. 1.3. После расточки цилиндров обычно выполняется хонингование

Рис. 1.4. Перешлифовка коренной шейки коленчатого вала
Применение. Основные элементы системы охлаждения, такие как шланги, приводные ремни, термостат и насос охлаждающей жидкости, также следует заменить при капитальном ремонте двигателя. Следует тщательно проверить радиатор не наличие закупорки или утечки (см. главу 3). В случае приобретения восстановленного двигателя или неукомплектованного блока цилиндров некоторые ремонтные организации не дают гарантии не работу своих двигателей, если не будет выполнена профессиональная промывка радиатора. Кроме того, не рекомендуется восстанавливать масляный насос при выполнении капитального ремонте. Рекомендуется его заменить.
Капитальный ремонт внутренних элементов современных двигателей — это трудная и отнимающая много времени работа, которая требует использования значительного количества специальных инструментов и приспособлений. Поэтому рекомендуется поручить это дело профессионалам (рис. 1.5, 1.6 и 1.7). Компетентный специалист по ремонту двигателей выполнит грамотный осмотр старых узлов и деталей и даст рекомендации по поводу ремонта или замены двигателя. Никогда не приобретайте элементы и не выполняйте механическую обработку снятых элементов до выполнения тщательного осмотра блока цилиндров на специализированной станции технического обслуживания. Как правило, основная стоимость капитального ремонта заключается в потраченном времени, тем более, что автомобиль может быть выведен из эксплуатации как минимум на две недели или больше. Имейте в виду, что некоторые ремонтные организации могут выполнить капитальный ремонт двигателя только после передачи им «старого» двигателя, в то время как другие имеют большие складские запасы уже восстановленных двигателей, которые поставляются не условиях обмена. На многих станциях технического обслуживания, занимающихся ремонтом двигателей, а зависимости от их рабочей загрузки для полного восстановления двигателя может потребоваться срок до двух недель. Иногда, чтобы сэкономить время, больше смысла заключается в простой замене двигателя другим, уже восстановленным агрегатом.

Рис. 1.5. Проверка шатуна на наличие деформации с помощью специального оборудования

Рис. 1.6. Использование нутромера для проверки диаметра посадочного отверстия для коренного подшипника

Рис. 1.7. Неравномерный износ поршня, подобный показанному, является признаком деформации шатуна