Примечание. Рекомендуемая периодичность: каждые 24 000 км пробега или 12 месяцев.
Предупреждение! При работе тормозных колодок образуется тормозная пыль, которая содержит асбест, вредный для здоровья, поэтому при очистке тормозных колодок не пользуйтесь сжатым воздухом и не вдыхайте пыль.
Внимание! Для очистки тормозных механизмов используйте только специальный очиститель тормозов.
В дополнение к установленным интервалам необходимо проверять тормоза при каждом снятии колеса или при подозрении на наличие дефектов.
Основными признаками неисправностей тормозов являются:
- увод автомобиля в одну сторону при интенсивном торможении;
- увеличенный тормозной путь;
- сильный визжащий звук при торможении;
- утечки тормозной жидкости, обычно на внутреннюю часть шины или колеса.
Тормозные колодки дисковых тормозов имеют встроенные индикаторы износа, которые при предельном износе тормозных колодок издают визжащий или посторонний (царапающий) звук при торможении. В этом случае немедленно замените тормозные колодки, так как в противном случае будет поврежден тормозной диск.
Дисковые тормоза
Как показывает практика, передние тормозные колодки со стороны пассажира изнашиваются наиболее интенсивно, поэтому и проверять тормозные колодки надо на правом переднем колесе.
Ослабьте болты крепления правого переднего колеса и включите стояночный тормоз, затем поднимите передную часть автомобиля и закрепите на подставках. Снимите правое переднее колесо.
Рис. 2.19. Отверстие на суппорте дисковых тормозов для контроля тормозных колодок
На дисковых тормозах в каждом суппорте установлены по 2 тормозных колодки. Внутренние тормозные колодки видны через смотровые отверстия в каждом суппорте (рис. 2.19). Внешние тормозные колодки видны сбоку суппорта. Визуально определите толщину тормозных колодок.
Если визуально трудно определить толщину тормозных колодок или есть подозрение на неудовлетворительное состояние колодок, снимите их для дальнейшего осмотра. Если накладка тормозной колодки изношена до минимальной толщины, замените все четыре тормозные колодки в комплекте.
Штангенциркулем измерьте толщину тормозного диска. Если толщина диска меньше предельно допустимой, замените его. Также проверьте состояние тормозного диска на отсутствие трещин и задиров.
Перед установкой колеса проверьте состояние тормозных шлангов и трубок.
Установите колесо и опустите автомобиль.
Задние барабанные тормоза
Для проверки толщины задних тормозных колодок, не снимая тормозные барабаны, снимите резиновые заглушки с защитного кожуха заднего тормоза и посветите
Рис. 2.20. Расположение отверстия на защитном кожухе заднего тормоза, закрытого резиновой заглушкой, для осмотра задних тормозных колодок
фонариком через отверстия на тормозные колодки (рис. 2.20). Визуально определите толщину тормозных колодок.
Если визуально трудно определить толщину тормозных колодок или есть подозрение на неудовлетворительное состояние колодок, снимите их для дальнейшего осмотра.
Установите автомобиль на твердой горизонтальной площадке.
Подложите под передние колеса упоры для предотвращения качения автомобиля.
Ослабьте болты крепления задних колес, поднимите заднюю часть автомобиля и закрепите на подставках. Снимите задние колеса.
Снимите тормозные барабаны.
Штангенциркулем измерьте толщину накладок задних тормозных колодок. Если накладки тормозных колодок выше головок заклепок на 1,6 мм, тормозные колодки пригодны к дальнейшей эксплуатации, в противном случае замените все четыре тормозные колодки в комплекте.
Замените тормозные колодки также в том случае, если накладки колодок имеют трещины, засалены или загрязнены тормозной жидкостью.
Проверьте состояние возвратных и удерживающих пружин задних тормозов.
Отверните защитные чехлы рабочих тормозных цилиндров и проверьте отсутствие утечек тормозной жидкости. Если под защитными чехлами имеется тормозная жидкость, замените рабочие тормозные цилиндры.
Проверьте состояние тормозных барабанов на отсутствие трещин, царапин, глубоких канавок и следов перегрева. Если дефекты невозможно устранить, замените тормозные барабаны.
Установите тормозные барабаны.
Установите колеса и опустите автомобиль.
Вакуумный усилитель тормозов
Вакуумный усилитель тормозов снижает усилие, прикладываемое к тормозной педали, облегчая тем самым управление автомобилем. Принцип действия вакуумного усилителя тормозов основан на использовании разрежения во впускном коллекторе. При выходе вакуумного усилителя из строя работоспособность тормозной системы не нарушается, но для нажатия педали тормоза необходимо прилагать значительно большее усилие.
Нажмите на педаль тормоза несколько раз при неработающем двигателе, чтобы создать в полостях вакуумного усилителя одинаковое давление, близкое к атмосферному. Одновременно по усилию, прикладываемому к педали, определите, нет ли заедания корпуса клапана. Остановите педаль тормоза в середине ее хода и заведите двигатель. При исправном вакуумном усилителе педаль тормоза после пуска двигателя должна уйти вперед. Если педаль не уходит вперед, проверьте крепление наконечника шланга, соединения крепления фланца наконечника в усилителе, состояние шланга и штуцера.
Стояночный тормоз
Медленно затяните рычаг стояночного тормоза, при этом рычаг должен подняться на 6–8 щелчков. В противном случае отрегулируйте стояночный тормоз.
Установите автомобиль на дорогу с уклоном, затяните рычаг стояночного тормоза и переместите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Если автомобиль надежно удерживается от скатывания, значит, стояночный тормоз нормально работает и правильно отрегулирован.