а) Проворачивая коленчатый вал, последовательно установите поршни в ВМТ. Скребком очистите поверхности днищ поршней от углеродных отложений.
б) Скребком снимите остатки прокладки головки блока с поверхности разъема блока цилиндров.
в) Сжатым воздухом удалите углеродные отложения и остатки прокладки с поверхности блока цилиндров и отверстий под болты.
Примечание: используя сжатый воздух, берегите глаза.
2. Очистите головку блока цилиндров.
а) Очистите поверхность головки блока от остатков прокладки головки блока.
Примечание: будьте осторожны, чтобы не повредить поверхность головки блока, сопрягаемую с прокладкой.
б) Очистите поверхности камер сгорания головки блока металлической щеткой, удалив остатки углеродных отложений.
в) Очистите отверстия направляющих втулок клапанов щеткой и растворителем.
3. Проверьте головку блока цилиндров.
а) Прецизионной линейкой и плоским щупом, как показано на рисунке, проверьте неплоскостность рабочих поверхностей головки блока цилиндров, сопрягаемых:
- с поверхностью блока цилиндров;
- с поверхностями впускного и выпускного коллекторов.
Разборка и сборка головки блока цилиндров (серия К3).
1 - датчик положения коленчатого вала,
2 - головка блока цилиндров,
3 - прокладка головки блока цилиндров,
4 - толкатель клапана,
5 - сухари,
6 - тарелка пружины клапана,
7 - пружина клапана,
8 - впускной клапан,
9 - выпускной клапан,
10 - маслосъемный колпачок,
11 - седло пружины клапана,
12 - направляющая втулка клапана.
Серия КЗ.
Серия EJ.
Максимально допустимая неплоскостность поверхности:
Серия КЗ:
- газового стыка — 0,04 мм
- привалочной впускного коллектора — 0,10 мм
- привалочной выпускного коллектора — 0,05 мм
Серия EJ:
- газового стыка — 0,10 мм
- привалочной впускного коллектора — 0,10 мм
- привалочной выпускного коллектора — 0,10 мм
Если величина неплоскостности превышает максимально допустимую, замените головку блока цилиндров.
б) Используя проникающий краситель, проверьте наличие трещин в камерах сгорания, впускных и выпускных каналах и на поверхности газового стыка. При наличии трещин замените головку блока цилиндров.
4. Очистите клапаны.
а) Скребком снимите налет углеродистых отложений с тарелки клапана.
б) Мягкой щеткой окончательно очистите клапан.
5. Проверьте диаметры стержней клапанов и внутренние диаметры направляющих втулок клапанов.
а) Нутромером измерьте внутренний диаметр направляющих втулок клапанов.
Внутренний диаметр направляющей втулки:
- серия К3 — 5,010 - 5,022 мм
- серия EJ — 5,000 - 5,012 мм
б) Микрометром измерьте диаметр стержня клапана.
Диаметр стержня клапана:
- впускной клапан — 4,975- 4,990 мм
- выпускной клапан — 4,965 - 4,980 мм
в) По разности измерений диаметра стержня клапана и внутреннего диаметра направляющей втулки найдите зазор между стержнем клапана и его направляющей.
Номинальный масляный зазор:
Серия КЗ:
- впускной клапан — 0,020 - 0,047 мм
- выпускной клапан — 0,030 - 0,057 мм
Серия EJ:
- впускной клапан — 0,020 - 0,060 мм
- выпускной клапан — 0,030 - 0,070 мм
Максимальный масляный зазор:
Серия КЗ:
- впускной клапан — 0,06 мм
- выпускной клапан — 0,07 мм
Серия EJ:
- впускной клапан — 0,07 мм
- выпускной клапан — 0,08 мм
Если зазор больше максимально допустимого, замените клапан и направляющую втулку.
6. Если необходимо, замените направляющие втулки клапанов.
а) Постепенно нагрейте головку блока цилиндров в водяной ванне до температуры 80-100°С.
б) Используя выколотку и молоток, выпрессуйте направляющую втулку.
в) Установите направляющую втулку клапана. Используя выколотку и молоток, установите новую направляющую втулку клапана, чтобы она выступала из головки блока цилиндров на:
Серия КЗ — 14,5 ±0,3 мм
Серия EJ:
- впускной клапан — 13,5 ±0,3 мм
- выпускной клапан — 10,5 ±0,3 мм
е) Используя развертку, разверните внутреннее отверстие направляющей, чтобы обеспечить нормированный зазор между направляющей и стержнем клапана.
7. Проверьте и притрите клапаны.
а) Прошлифуйте клапаны до устранения следов нагара и царапин.
б) Убедитесь, что притертая фаска клапана образует угол 44,5° относительно плоскости, перпендикулярной оси стержня.
в) Проверьте толщину тарелки клапана.
- Номинальная толщина тарелки клапана — 1,0 ±0,2 мм
- Минимальная толщина тарелки клапана — 0,75 мм
Если толщина тарелки цилиндрической части меньше минимально допустимого значения, замените клапан.
г) Проверьте общую длину клапана.
Номинальная длина клапанов:
Впускных:
- Серия КЗ — 88,15 мм
- Серия EJ — 79,40 мм
Выпускных:
- Серия КЗ — 89,10 мм
- Серия EJ — 79,80 мм
Если общая длина меньше минимально допустимой, замените клапан.
д) Проверьте состояние торцевой поверхности клапанов на износ.
Если торец клапана изношен, перешлифуйте торец или замените клапан.
Примечание: при перешлифовке не допускайте уменьшения общей длины клапана меньше минимальной.
8. Проверьте седла клапанов.
а) Фрезой с углом конуса 45° очистите седла клапанов.
б) Проверьте правильность посадки клапана в седло.
Нанесите тонкий слой белил на фаску клапана. Прижмите рабочую фаску клапана к седлу, но не вращайте клапан. Затем уберите клапан и осмотрите седло и фаску клапана.
Если краска остается по всей окружности (360°) фаски клапана, то клапан концентричен. В противном случае замените клапан.
Если краска проявляется по всей окружности (360°) седла клапана, направляющая (втулка) клапана и седло клапана концентричны. В противном случае перешлифуйте фаску.
Убедитесь, что пятно контакта находится в средней части рабочей фаски клапана и имеет ширину 1,4 + 0,5 мм
В противном случае скорректируйте фаску следующим образом:
- Если пятно контакта расположено слишком высоко на фаске клапана, то для перешлифовки седла используйте фрезы с углом конуса 20° и 45°.
- Если пятно контакта расположено слишком низко на фаске клапана, то для перешлифовки седла используйте фрезы с углом конуса 70° и 45°.
в) Вручную притрите клапан и седло клапана с использованием абразивной пасты.
г) После притирки очистите клапан и седло клапана.
9. Проверьте пружины клапанов.
а) Используя металлический угольник (90°), проверьте неперпендикулярность пружины клапана, как показано на рисунке.
Максимально допустимая неперпендикулярность составляет:
- серия КЗ — 1,8 мм
- серия EJ — 1,6 мм
б) Штангенциркулем измерьте длину пружины в свободном состоянии:
Длина пружины клапана:
- серия КЗ — 45,54 мм
- серия EJ — 36,97 мм
Если длина пружины отличается от номинальной, замените пружину клапана.
10. Проверьте распределительные валы и подшипники.
А. Проверьте осевой зазор распределительного вала.
а) Установите распределительный вал в постели головки блока цилиндров.
б) Индикатором измерьте осевой зазор при перемещении распределительных валов назад и вперед.
Осевой зазор распределительных валов:
Серия КЗ:
- номинальный — 0,10 - 0,24 мм
- максимальный — 0,30 мм
Серия EJ:
- номинальный — 0,04 - 0,10 мм
- максимальный — 0,15 мм
Если осевой зазор больше максимального, замените распределительный вал. Если необходимо, замените крышки подшипников и головку блока цилиндров.
Б. Проверьте биение распределительного вала.
Установите распределительный вал в V-образные призмы и проверьте его биение по центральной шейке.
- Максимальное биение — 0,3 мм
В. Проверьте высоту кулачков распределительного вала.
Высота кулачков распределительного вала впускных клапанов:
Номинальная:
- серия КЗ — 40,400 - 40,500 мм
- EJ-DE — 38,200 - 38,300 мм
- EJ-VE — 40,250 мм
Минимальная:
- серия КЗ — 40,30 мм
- EJ-DE — 38,10 мм
Высота кулачков распределительного вала выпускных клапанов:
Номинальная:
- серия КЗ — 39,910 - 40,010 мм
- EJ-DE — 38,050 - 38,150 мм
- EJ-VE — 40,250 мм
Минимальная:
- серия КЗ — 39,80 мм
- EJ-DE — 37,95 мм
Если высота кулачка меньше минимальной, замените распределительный вал.
Г. Проверьте размеры опорных шеек распределительного вала, измерив их диаметры микрометром.
Диаметр опорных шеек распределительных валов:
Серия КЗ:
1-ой опорной:
- впускной — 33,984 - 34,000 мм
- выпускной — 25.979 - 25,995 мм
- остальных — 22.979 - 22,995 мм
Серия EJ:
- 1-ой опорной — 25.979- 25,995 мм
- остальных — 22.979- 22,995 мм
Если диаметры шеек выходят за пределы, указанные в технических условиях, проверьте радиальный зазор между шейкой и подшипником.
Д. Проверьте радиальный зазор в подшипниках распределительных валов.
а) Очистите рабочие поверхности шеек распределительного вала и крышек подшипников.
б) Уложите распределительные валы в постели головки блока цилиндров.
в) Положите по кусочку пластикового калибра на каждую шейку распределительного вала.
г) Установите крышки подшипников. Затяните болты крышек (более подробнее процедуры установки распределительных валов см. в подразделе "Установка" раздела "Головка блока цилиндров").
- Момент затяжки — 12,5 ±2,0 Нм
Примечание: не проворачивайте распределительный вал.
д) Снимите крышки подшипников.
е) Измерьте ширину сплющенных пластиковых калибров в наиболее широкой части и определите зазор.
Радиальный зазор в подшипниках распределительных валов:
Серия EJ:
- номинальный — 0,037 - 0,073 мм
- максимальный — 0,10 мм
Серия КЗ:
Распределительный вал впускных клапанов:
- шейка №1 — 0,025 - 0,061 мм
- остальные — 0,037 - 0,073 мм
Распределительный вал выпускных клапанов — 0,037 - 0,073 мм
Если зазор больше максимально допустимого, замените распределительный вал. При необходимости замените крышки подшипников и головку блока цилиндров.
ж) Удалите остатки пластиковых калибров.
11. Проверьте толкатели и расточки под толкатели в корпусе головки блока.
а) Индикатором-нутромером измерьте диаметры расточек под толкатели в головке блока цилиндров.
- Диаметр расточки под толкатель в головке блока — 28,000 - 28,021 мм
б) Микрометром измерьте диаметр толкателя.
- Номинальный диаметр толкателя — 27,975-27,985
в) Проверьте радиальный зазор.
Вычтите значение диаметра толкателя из значения диаметра расточки под толкатель в корпусе головки и определите зазор.
- Зазор между толкателем и стенкой расточки под толкатель — 0,015 - 0,046 мм
Если зазор превышает максимально допустимый, замените толкатель.