В апреле 2005 года Toyota приняла решение о строительстве завода в России, через год в Шушары приехали первые бригады в касках, а сегодня влиятельные люди перерезали ленточки в белоснежных корпусах.
Поклонники японского автопрома и сторонники скорейшей интеграции российской промышленности в мировую экономику могут ликовать. Компания Toyota решила сделать новогодние праздники еще более приятными и открыла сегодня свой российский завод в Шушарах, что под Питером. Естественно, на подобные церемонии приглашаются самые влиятельные гости из всех возможных.
Высокопоставленные японские чиновники и топ-менеджеры водили российских госслужащих по новеньким цехам и объясняли, как все будет работать. Президент РФ Владимир Путин внимательно слушал президента Toyota Motor Кацуаки Ватанабэ (Katsuaki Watanabe), и общению высоких персон ничего не мешало, ведь конвейер пока не задействован. Как оказалось, открытие завода вовсе не подразумевало начала производства.
Производство запустят лишь в следующем году. Примерно 600 сотрудников будут работать в одну смену, и руководство обещает, что к марту первые Тойоты российской сборки найдут своих покупателей. Поначалу будет использоваться так называемая крупноузловая сборка, а план на 2008 год предусматривает выпуск 20 тысяч машин. В дальнейшем Toyota Motor Company собирается ввести вторую смену и увеличить годовой план до 50 тысяч авто. А самые отдаленные перспективы выглядят еще привлекательнее. Потенциальная мощность завода, занимающего 224 гектара, составляет 200 тысяч автомобилей в год, а локализация производства должна достичь 30%.
Уже через несколько месяцев про эту машину будут говорить: «Она родом из Шушар». Впрочем, ничего обидного здесь нет. Camry пользуется бешеной популярностью у российских бизнесменов.
Как и ожидалось, сначала из ворот завода будут выезжать исключительно седаны Camry. Причем дилеры Toyota существенного падения цен на автомобили российской сборки не ожидают. Спрос на японский бизнес-класс чрезвычайно высок, так что заниматься распродажей тойотовцы не собираются. А вот через два-три года ожидается существенное расширение производства. По всем прогнозам, в Шушарах должна прописаться бюджетная модель стоимостью до $15 тысяч. Что это будет за машина, глава Toyota пока никому не рассказывает, даже Владимиру Путину.
Зато главный тойотовец заявил во всеуслышание, что завод сделает широкий жест и пожертвует три автомобиля Санкт-Петербургу. В ответ губернатор Валентина Матвиенко расчувствовалась не на шутку, заявив, что «в городе к Toyota будут всегда относиться по-особому — как к первенцу». К тому же госпожа Матвиенко продемонстрировала завидную память, напомнив нынешнему председателю Сбербанка Герману Грефу, что тот пообещал в свое время купить первую машину петербургского завода. Герман Греф свое намерение публично подтвердил.