Компания Intel занимается созданием масштабируемой платформы для беспилотников, которая подразумевает комплекс решений как для самого автомобиля, так и для связанного с ним «облака». Информационная составляющая автономности оказывается не менее важна, чем техника.
Развитие автомобилизации заставляет компании-производители диверсифицировать бизнес, расширяя его с выпуска машин на другие проекты типа каршеринга и такси, городских шаттлов-роботов и так далее... Этот процесс уже идет полным ходом, а на горизонте — еще более интересный поворот: получение дохода от массива пользовательских данных. Это направление бизнеса тесно связано с автономными машинами. Вместе с самим беспилотным транспортом, по оценке фирмы Strategy Analytics, к 2050 году этот рынок составит семь триллионов долларов.
Доставка пиццы беспилотником пока еще эксперимент (в данном случае фирм Ford и Domino's Pizza). Но в будущем он может оказаться одним из направлений бизнеса наряду с беспилотными такси или машинами-роботами, развозящими лекарства.
Конкретные примеры разнообразны. Пассажиры беспилотных машин больше времени проводят в Сети, социальных сетях в частности, а это реклама. Она, кстати, может быть таргетированной. А сама информация о том, как именно ее правильно таргетировать (предпочтения пользователей, их поведение в Сети, покупки и тому подобное), — это тоже товар. Пример — бизнес на пользовательских данных Гугла и Яндекса.
Компания Volvo недавно показала, как цифровой ключ от машины позволяет использовать друзьям или знакомым (коллегам по работе) одну легковушку. Мысленно сделайте следующий шаг: а что, если частный автомобиль, в то время пока владелец занят или просто спит, сможет заработать для него деньги в такси или каршеринге?
Ситуация посложнее: пользователи (частные или корпоративные) открывают доступ к данным геолокации и информации с камер и радаров на своих машинах. Это — лакомые сведения для картографирования городов в реальном времени, анализа дорожной обстановки, прогнозирования потоков. (Самый примитивный случай такой информации — сбор данных о пробках.) Фирмы, владеющие такими сведениями, могут продавать их другим заинтересованным сторонам, а для конечных пользователей, хозяев машин, это может оказаться дополнительным источником дохода.
Если уж электрокары с технологией Vehicle-to-Grid способны участвовать в регулировании нагрузки на электрические сети, причем не бесплатно, то почему бы им еще и не зарабатывать на пересылке своих координат в сеть, видео- радарной или лидарной съемке окружающей инфраструктуры?
Интересно, что на днях фирмы Denso, Ericsson, Intel, NTT Docomo и Toyota анонсировали создание консорциума Automotive Edge Computing. Он как раз займется технической стороной подготовки к лавинообразному росту потоков данных между машинами и Сетью. По оценке партнеров, к 2025 году в глобальном масштабе этот поток составит десять миллиардов гигабайт в месяц.
Любопытно недавнее исследование Intel. Ряд тестов с добровольцами в реальных условиях показал, что люди на борту беспилотника часто нервничают и опасаются сбоев. И якобы во многом это проблема не столько техническая, сколько психологическая и социальная. Intel уверяет: большую роль играет наглядная коммуникация пассажиров и машины. Когда люди понимают, что происходит, они больше доверяют компьютеру.
Рост трафика между беспилотниками и облачной инфраструктурой потребует серьезного совершенствования средств связи и вычислительных мощностей. Зато потом откроются новые перспективы для разработчиков и производителей. Мы уже выяснили, что в современном мире потоки информации можно различными способами превращать в потоки денег. К примеру, весной фирма Delphi заявила, что намерена выделить подразделение силовых агрегатов, дабы сосредоточить силы на «монетизации данных с транспортных средств».