Новый концепт компания покажет во Франкфурте. О перспективе его серийного выпуска говорить вряд ли приходится, но отдельные системы, испытанные здесь, могут найти применение на других автомобилях марки.
Японский автогигант обнародовал больше подробностей об устройстве концепта Yaris Hybrid-R, тизер которого появился несколько дней назад. Переднюю ось этого шоу-кара приводит турбомотор 1.6 мощностью 300 л.с. (и с крутящим моментом в 420 Н·м), подготовленный в отделении Toyota Motorsport GmbH. Заднюю ось автомобиля вращает пара 60-сильных электромоторов (каждый — свое колесо), взятых от серийного хэтча Yaris Hybrid. И еще один 60-сильный электродвигатель инженеры встроили между ДВС и шестиступенчатой секвентальной коробкой передач, но он тут выступает в роли генератора.
Облик этого Яриса обострился в соответствии с философией Keen Look. Обновленная оптика, бампер с развитыми воздухозаборниками, черные и синие детали, контрастирующие с основным белым цветом. Экологическую тему подчеркивают синие светодиодные ходовые огни. Заливная горловина бензобака на задней стойке рассчитана на быструю заправку на пит-стопах. В салоне автомобиля обивка из кожи и алькантары выполнена также в черных и синих тонах. На спортивном руле есть кнопки для переключения режимов силовой установки (Track, Road и Boost).
Турбомотор с непосредственным впрыском подготовлен в соответствии с правилами Международной автомобильной федерации (FIA) для глобального гоночного двигателя (Global Race Engine). Такие моторы будут использоваться в нескольких дисциплинах.
Последний агрегат, как и моторы на задней оси, собирает энергию во время торможения и направляет ее в суперконденсаторы (заимствованные у лемановского болида TS030 Hybrid). Они хранят не так уж много электричества в абсолютном выражении, но зато обладают очень высокой мощностью на единицу массы. В трековом режиме эти суперконденсаторы опустошаются всего за пять секунд. И в течение этих секунд они как раз способны обеспечить полную отдачу (120 л.с.) двигателей на задней оси. В дорожном режиме задние электромоторы развивают в сумме не выше 40 л.с., причем если ток идет только от суперконденсаторов, их хватает на 10 секунд.
Расширенные крылья скрывают специально заказанные 18-дюймовые колесные диски TRD с шинами 225/40 R18 Michelin Pilot Sport Cup с асимметричным рисунком протектора. За колесами видны крупные перфорированные тормозные диски с шестипоршневыми суппортами спереди и четырехпоршневыми сзади.
Промежуточный генератор также играет роль электротрансмиссии, гибко перераспределяющей тягу между осями. Когда передние колеса начинают проскальзывать, избыток мощности ДВС снимается генератором и отдается задним электромоторам (в таком режиме они уже способны работать долго). Они же, помимо прочего, обеспечивают автомобилю систему контроля вектора тяги, заменяющую электронноуправляемый активный дифференциал. Такую систему японцы именуют e-4WD.
На дуге каждый из моторов в любой момент времени электроника может переводить то в режим тяги, то в режим генератора. Тем самым в широких пределах меняется распределение сил на задних покрышках. Управляющая программа учитывает и скорость машины, и радиус поворота. За счет быстрого переключения тяги она подавляет рыскание, недостаточную поворачиваемость и снижает необходимый угол поворота рулевого колеса.
И еще одна занятная особенность концепта: он оснащен системой управления двигателем CAN-Gateway ECU. Во время заезда по треку она записывает на USB-флешку данные навигации GPS, продольные ускорения, углы поворота руля, переключение передач, обороты двигателя, скорость автомобиля, и даже температуру охлаждающей жидкости. Затем эти записи могут быть переданы на игровую консоль, чтобы воспроизвести все условия реальных кругов на виртуальном аналоге той же трассы (система совместима с игрой GranTurismo 6, которая выйдет до конца года). Ранее эта система была создана для купе GT86, но на супер-Ярисе разработчики пошли дальше. Они обучили CAN-Gateway ECU работать в обратном направлении. Данные от виртуальных кругов могут быть переданы от игры в автомобиль, и его блок управления сможет оптимизировать прохождение реальной трассы, исходя из подсказок от виртуального автомобиля.
Над созданием концепта трудились специалисты отделения Toyota Motor Sport.
В рамках мотор-шоу во Франкфурте нам удалось пообщаться с директором департамента разработок силовых установок Toyota Europe Геральдом Килманном и выяснить кое-какие подробности о новинке. Главное — это, конечно же, официальное подтверждение того, что концепт Yaris Hybrid-R не планируется запускать в серию. Построен он был исключительно для демонстрации последних достижений в разработке гибридных силовых установок. Но связь между спортпрототипами и серийными автомобилями, конечно же, есть, поэтому часть компонентов, представленных на этом шоу-каре, найдет свое применение в дорожных машинах марки Toyota.
Новый турбомотор 1.6 GRE (Global Racing Engine) полностью соответствует регламенту двигателей, которые устанавливаются на автомобили, выступающие в сериях WRC и WTCC, поэтому его будущее выглядит вполне понятным. Что же касается возможности появления серийного «заряженного» Яриса в Европе в целом, то этот вопрос пока не решен. Точнее, планов таких нет, но если тойотовцы почувствуют потребность жителей стран Старого Света в такой машине, то никаких препятствий для старта продаж ее нет.