Черный дым
Это несгоревшее топливо, результат слишком богатой смеси. На холостом ходу «черноты» в выхлопных газах абсолютно не должно быть (выхлопная труба в этом случае изнутри сильно закопчена). При резком и полном нажатии на педаль газа «черноты» тоже не должно быть, она может только чуть угадываться. В американских полицейских машинах, которые используются в ГАИ нашего города, и которые изначально предназначались для службы в полиции, применяются форсированные двигатели. Расход топлива для этих шестилитровых V-образных «восьмерок» не самое главное, поэтому при резком нажатии на педаль газа выхлоп у них серый, т.е. не совсем прозрачный, что не встречается у японских машин.
Бензиновый карбюраторный японский двигатель в холодном состоянии запускается с полностью или — летом — почти полностью закрытой воздушной заслонкой. Но сразу же после запуска специальный серводвигатель приоткроет воздушную заслонку и обеднит смесь. Если в силу каких-то причин (порванная диафрагма — «Mitsubishi», или лопнувшая пластмассовая тяга серводвигателя — «Nissan») этого не произойдет, то заслонка сразу не приоткроется, и двигатель будет дымить черным или серым дымом. По мере нагревания двигателя заслонку откроет специальная пружина в механизме прогрева, но произойдет это только через несколько минут, а до тех пор двигатель будет «трястись», «бубнить» в выхлопную трубу и, естественно, дымить. Обычно черный выхлоп на холостом ходу имеют двигатели с расходом топлива 25 и более литров на 100 км, и почти всегда виноват в этом карбюратор.
Синий дым
Появляется в результате попадания в камеру сгорания или в выпускной тракт моторного масла. Несколько слов о поступлении масла в камеры сгорания. Это может происходить из-за плохой компрессии, плохих маслоотражательных колпачков на клапанах и из-за поступления масла во впускной коллектор. Компрессию в цилиндрах легко измерить, и если она больше 10 кг/см2, очень заметного дымления не должно быть. В принципе, попадание масла в камеру сгорания определяется состоянием маслосъемных колец, но они изнашиваются примерно с той же скоростью, что и компрессионные кольца, поэтому по величине компрессии можно судить о состоянии маслосъемных колец. Встречаются, но редко, случаи «залегания» маслосъемных колец как следствие использования плохого моторного масла и последующей долгой стоянки (несколько месяцев). Изношенные кольца надо заменить, для этого лучше использовать пусть «хоженые», но японские кольца с еще допустимым зазором, поскольку все новые «фирменные» поршневые кольца сделаны неизвестно где и неизвестно кем, порой их едва хватает на месяц.
Виноваты ли в появлении синего цвета выхлопных газов маслосъемные колпачки, можно с определенной долей вероятности попытаться определить по ряду признаков, описанных в главе «Расход топлива». Кроме того, при плохих колпачках на электродах свечей появляется слой нагара. Чтобы окончательно убедиться в состоянии маслосъемных колпачков, надо подвести первый цилиндр в состояние ВМТ, открыть клапанную крышку, «рассухарить» два клапана первого цилиндра (впускной и выпускной — у них разный температурный режим) и, убрав пружины, стаканчики, шайбы, по очереди поднять пальцами штоки клапанов вверх и отпустить их. Если колпачок уже «убитый», клапан тут же упадет вниз, до упора в головку поршня. Осмотрите место на штоке клапана, по которому работает колпачок. При изношенных направляющих в этом месте может быть видна выработка, шток клапана как бы не круглый, а «граненый». При изношенных направляющих новые колпачки прослужат недолго.
Поступление масла во впускной коллектор в японских двигателях происходит по следующим причинам.
- 1. Через вентиляцию картера, когда забита нагаром маслоотделительная сетка.
- 2. Через вентиляцию картера при чрезмерном количестве картерных газов. Маслоотделительная сетка просто не успевает справлиться со своими обязанностями. Это бывает при низкой компрессии.
- 3. Через порванную диафрагму вакуумного серводвигателя изменения геометрии впускного коллектора («Toyota 1S»).
Белый дым
В процессе сгорания топлива образуется вода, которая при нормальной температуре, а тем более пониженной (при холодном двигателе), выхлопных газов образует белый «выхлоп». При поступлении в камеру сгорания охлаждающей жидкости типа «Тосол» выхлопные газы также имеют белый цвет, но более насыщенный, и имеют сладковатый запах. Жидкость из системы охлаждения в этом случае уходит. Причина обычно в «битой» прокладке головки блока или в утечке в системе подогрева впускного коллектора (карбюратора).