Отрабатываются приемы по стабилизации автомобиля после непроизвольного вращения, а также способ самостраховки при критическом заносе.
Задачи:
- 1. Формирование начальных навыков стабилизации автомобиля при вращении, возникающем вследствие ошибки в торможении.
- 2. Обучение приему высшего мастерства по стабилизации автомобиля произвольным вращением.
- 3. Психологическая подготовка водителей к действиям в экстремальных условиях.
Содержание: автомобиль двигается на минимальной скорости (3—5 км/ч) на I (II) передаче. Из положения предварительный захват сверху левой рукой (локоть направлен вверх) водитель поворачивает рулевое колесо не менее чем на 360°.
После того как автомобиль начал движение по дуге, водитель резко блокирует задние колеса стояночным тормозом, выключая при этом сцепление и доворачивая руль до упора. Как только начинается вращение (скольжение задних колес), водитель отпускает тормоз, резко и быстро включает сцепление и нажимает на педаль управления подачей топлива. Пробуксовка задних колес позволяет увеличить вращающий момент и развернуть автомобиль вначале на 180°, а затем и на 360° вокруг вертикальной оси.
Дозировка: 50—70 вращений на 360° и более сериями по 4-5 вращений с остановками для охлаждения двигателя.
На рисунке:
- 1 — движение прямолинейное, разгон до скорости 3-5 км/ч, поворот вкатыванием, «срыв» автомобиля в занос резким дросселированием;
- 2 — стабилизация автомобиля в заносе скоростным компенсаторным рулением и прекращением дросселирования;
- 3, 4 — движение в глубоком заносе по минимальному радиусу.
Методические указания
Разворот-вращение является приемом высшего водительского мастерства и требует точности, последовательности в действиях и определенных дорожных условий (скользкая дорога с одинаковым коэффициентом сцепления).
При обучении следует обратить внимание водителей, что автомобиль не сможет выполнить полного вращения только с помощью дросселирования. Необходима дополнительная работа рулевым колесом. После начала вращения с большим ускорением автомобиль быстро теряет инерцию скольжения, так как он заторможен полностью повернутыми передними колесами. Как только скорость вращения приближается к нулю, водитель выравнивает передние колеса на незначительный угол и после ускорения автомобиля тотчас возвращает их.
При выполнении вращения автомобиля на угол более 360° подобная операция проводится многократно.
Типичные ошибки при выполнении упражнения
- автомобиль вместо вращения продолжает прямолинейное движение со сносом повернутых передних колес из-за большой скорости подхода ирановключенногостояночноготормоза;
- остановка во время вращения, так как водитель не работает рулевым колесом;
- остановка во время вращения из-за слишком длительного им-пульсадросселирования в начале выполнения.