Внимание! Резкое дросселирование при повернутых колесах вызовет их боковое скольжение — снос передней оси. Остановить это скольжение можно, уменьшив угол поворота колес или прекратив дросселирование.
На рисунке:
- 1 — зона сноса;
- 2 — опасные зоны.
Задачи:
- 1. Изучение приемов стабилизации автомобиля при сносе передней оси в повороте из-за торможения или резкого маневра.
- 2. Формирование чувства потери управляемости.
Содержание: водители выполняют серию маневров «поворот-выравнивание» со схемой разметки «змейка смещенная» с низким коэффициентом сцепления — на скользком покрытии (лед, снег, мокрый асфальт). В начальной фазе прохождения поворота водитель поворачивает рулевое колесо на угол более 180° и резко нажимает на педаль управления подачей топлива (полностью открывает дроссельные заслонки). Автомобиль на повороте теряет управляемость и начинает скользить вперед с повернутыми колесами (эффект сноса передней оси). Для того чтобы прекратить снос, водитель прекращает дросселирование и уменьшает угол поворота передних колес. Стабилизировав автомобиль на выходе из поворота, водитель вновь разгоняет его на прямолинейном участке, а затем выполняет те же действия, но в другом направлении. Безопасная дистанция между автомобилями 20 м.
Дозировка: 200-300 поворотов в трех учебных занятиях.
Методические указания
Методика обучения — «через ошибку». Для реализации учебных задач водители выполняют маневр, который в естественных условиях может создать критическую ДТС: движение вперед при полностью повернутых передних колесах.
На скользком покрытии (лед, укатанный снег) водители маневрами автомобиля шлифуют площадку до появления зеркального льда, что облегчает условия выполнения упражнения. Многократные маневрирования с постоянным циклом движений позволяют водителям уже через 30-50 повторений хорошо чувствовать начало сноса передних колес, а через 150-200 повторений освоить навыки по стабилизации автомобиля.
В заключение занятия для контроля усвоения учебного материала водителям предлагается выполнять упражнение в следующих режимах: минимальный контролируемый снос передней оси; скоростное прохождение поворотов на грани сноса (прогнозирование потери управляемости).
Типичные ошибки при выполнении упражнения
- недостаточно быстро повернуто рулевое колесо, сноса колес не возникает;
- поздно начато дросселирование, автомобиль переходит в снос на выходе из поворота;
- после сноса колес возникает резкий занос из-за того, что водитель при разгоне резко увеличивает дросселирование.