Внимание! Упражнение представляет особую опасность. При ошибках во 2-й и 3-й фазах возможен вынос автомобиля из рабочей зоны. При ударе о препятствие во время вращения автомобиль может опрокинуться. Выполнять упражнение надо только с инструктором.
Задачи:
- 1. Изучение приема высшей школы мастерства — разворота на 360°, 720°.
- 2. Освоение приемов стабилизации автомобиля после кругового вращения.
- 3. Психологическая подготовка к действиям в экстремальных условиях.
Содержание: водитель выполняет прямолинейный разгон на дистанции 50-60 м до II (III) передачи, затем следующие действия:
- контрсмещение (поворот на незначительный угол, предшествующий основному повороту в противоположном направлении);
- поворот, сопровождаемый резким дросселированием;
- контрзанос — предварительный занос в противоположном направлении;
- разворот вращением на 180° с длительным и мощным дросселированием (режим работы двигателя — максимальный);
- скоростной разворот задним ходом (после вращения на 180°);
- стабилизация автомобиля для прямолинейного движения (включение сцепления, выравнивание колес, дросселирование).
Дозировка: 20-30 вращений в двух учебных занятиях, совершенствование мастерства в 10-12 вращениях на 720°.
Методические указания
При обучении последовательно решаются следующие задачи:
- психологическая адаптация водителя к вращению автомобиля;
- выполнение простейших операций по управлению автомобилем в фазе вращения;
- выполнение последовательных действий по управлению автомобилем при вращении;
- целостное выполнение маневра. Тренировка двигательной памяти (положение колес). Прогнозирование развития ситуации.
Процесс изучения данного упражнения совмещает освоение трех приемов высшей школы водительского мастерства:
- 1) ритмического заноса;
- 2) разворота-вращения передним ходом на 180°;
- 3) то же задним ходом.
Первый прием позволяет создать начальное скольжение задних колес, два последующих — выполнить полный разворот автомобиля на 360°. Если начальную скорость движения существенно увеличить и довести до 70-90 км/ч, то можно многократно выполнять вращение, сочетая 2-й и 3-й приемы, притом в каждом последующем вращении существенно возрастает угловая скорость.
Многократное выполнение упражнения позволяет адаптировать водителя к вращению и обучить приемам стабилизации автомобиля на любой фазе непроизвольного вращения, возникающего при ошибочных действиях.
На рисунке:
- 1 — разгон;
- 2 — занос-раскачивание;
- 3 — контрзанос;
- 4 — разворот-вращение вокруг передних колес;
- 5 — разворот вокруг задних колес;
- 6 — выравнивание;
- 7 — стабилизация после вращения.
Типичные ошибки при выполнении упражнения
- скорость разгона недостаточна для создания необходимой инерции. Автомобиль прекращает вращение из-за интенсивного торможения «боковым соскальзыванием»;
- вместо вращения в первых же фазах возникают боковой увод и остановка. Причина — неэффективный ритмический занос, который должен был дать импульс к вращению;
- рано прекращается дросселирование в первой фазе вращения;
- двигатель не вышел на режим максимальной частоты вращения коленчатого вала в первой фазе вращения автомобиля;
- нет четкого перехода от вращения передним ходом к вращению задним ходом. Запаздывание действий рулевым колесом и сцеплением;
- автомобиль не стабилизируется после полного оборота, а продолжает вращение из-за отсутствия компенсаторных действий;
- водитель не представляет четко последовательности движений; навыки, полученные в подготовительных упражнениях, непрочны.