На рисунке:
- 1 — кратковременное блокирование колес стояночным тормозом при выключении сцепления, ударное включение сцепления, увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя до максимальной;
- 2 — запаздывающее компенсаторное руление (рулевое колесо — вправо до упора), дросселирование прекратить;
- 3 — постепенное увеличение тяги, выравнивание колес.
Формируются навыки по стабилизации автомобиля в критическом заносе. Водитель адаптируется к вращению и преодолевает отрицательные эмоции, связанные с этим явлением.
Задачи:
- 1. Формирование начальных навыков стабилизации автомобиля во время вращения.
- 2. Изучение приема самостраховки для разблокирования проезжей части после непроизвольной остановки в положении поперек.
Содержание: водитель, разогнавшись до скорости 20-25 км/ч на I (II) передаче, выполняет крутой поворот вправо (влево), переводит автомобиль в критический занос, разворачивая его на 180°. После разворота водитель стабилизирует автомобиль для движения вперед, повторно выполняет разгон и разворот.
Дозировка: 50—60 разворотов сериями по 6—8 в одной попытке.
Методические указания
Начальный импульс для вращения может достигаться четырьмя способами.
1. Кратковременное блокирование задних колес стояночным тормозом. Водитель, выполняя поворот левой рукой, правой включает и тотчас выключает ручной тормоз, выключая при этом сцепление.
2. Ударное включение понижающей передачи. Водитель, выполняя поворот на II передаче, резко включает I передачу, добиваясь этим замедления вращения задних колес.
3. Резкое дросселирование после контрсмещения. Этим термином обозначается предварительный маневр небольшой амплитуды в сторону, противоположную направлению разворота.
4. Контрзанос. Маневр типа «змейка», в котором вначале создается занос минимальной амплитуды противоположного направления.
После его выполнения возникает явление «динамический хлыст» — раскачивание задней оси автомобиля.
Основным является 1-й способ — резкое дросселирование. Использование его рекомендуется лишь на этапе начального обучения, а 2-го и 4-го способов — только на этапах совершенствования.
Выполнив один из перечисленных приемов, водитель переменным дросселированием увеличивает угол заноса до сверхкритического, позволяющего выполнить разворот на 180°.
Если квалификация водителя не позволяет осуществить разворот в заносе, то более простым может быть прием «разворот-вращение» на месте при минимальной скорости движения. Для этого водитель, подъезжая к ограничителю, тормозит почти до полной остановки, поворачивает рулевое колесо до упора, выжимает сцепление, а затем резко включает его, предварительно максимально увеличивая частоту вращения коленчатого вала двигателя. Разворот скольжением происходит вокруг повернутых передних колес.
Типичные ошибки при выполнении упражнения
- при развороте передние колеса повернуты вовнутрь;
- автомобиль поздно переходит во вращение. Значительный снос передних колес вперед;
- малая частота вращения коленчатого вала. Автомобиль описывает широкую дугу;
- замедленная реакция на занос. Автомобиль останавливается в развороте;
- длительная фаза дросселирования. Автомобиль переходит в неуправляемое вращение.