Если двигатель с впрыском, то сначала надо попытаться убрать обороты с помощью регулировки оборотов XX. Регулировочный винт на этих двигателях, как правило, большой (не пластмассовый, пластмассовыми на некоторых двигателях регулируют обороты при включении кондиционера), но частенько он, сделанный под плоскую отвертку, спрятан в углублении диаметром около 10 мм, и это углубление закрыто черной пластиковой заглушкой. На популярном двигателе «Toyota 1S» с Ci этот винт находится сзади блока впрыска в очень неудобном месте, а на двигателе «Toyota 1G-GEV» — сверху, и также закрыт пластиковой вставкой. Но всегда этот винт располагается в районе дроссельной заслонки, он всегда перекрывает воздушный канал, идущий в обход дроссельной заслонки. Если винт регулировки XX закручен полностью (то есть воздушный канал перекрыт полностью), а двигатель не глохнет, значит, где-то есть нештатное поступление воздуха во впускной коллектор — подсос воздуха. Скорее всего, у вашего компьютера «крепкие мозги» и он на подсос воздуха отзывается просто увеличением, а не «плаванием» оборотов. Искать подсос надо по той же методике, что и при описанном выше дефекте («плавают обороты XX»). Если двигатель карбюраторный и он не сбрасывает обороты, т.е. упорный винт дроссельной заслонки вы отвинчиваете, а реакции никакой, то для начала отмойте этот карбюратор снаружи. В девяти случаях из десяти этого будет достаточно.
Если после этого обороты XX все равно велики и при откручивании винта дроссельной заслонки они не сбрасываются, попробуйте рукой насильно закрыть дроссельную заслонку. Если это удастся и двигатель заработал нормально (небольшая справка: холостой ход у всех машин от 600 до 900 об/мин, обычно величина XX при механической коробке передач на 100 об/мин меньше, чем при автоматической, это обусловлено тем, что в автоматической коробке есть свой масляный насос и при низких оборотах двигателя его давления недостаточно для нормальной работы этой коробки передач), сами приоткройте дроссельную заслонку и отпустите ее. Если обороты XX по-прежнему велики, то, скорее всего, вы плохо отмыли карбюратор. Если же, помогая рукой пружине дроссельной заслонки закрыть эту заслонку, вы почувствуете какое-нибудь упругое противодействие, то надо разбираться, какой рычаг мешает дроссельной заслонке закрыться. Для начала надо ослабить тросик управления от педали газа, может быть, он слишком натянут (однажды после ремонта карбюратора машина вернулась: владелец попросил снова отрегулировать холостой ход, слишком много оборотов. Ему и «отрегулировали» — поправили коврик в салоне под педалью газа). Потом рукой осторожно пытайтесь приоткрыть дроссельную заслонку, а пинцетом попробуйте пошевелить все рычаги. Дело в том, что все рычаги и тяги на карбюраторе имеют маленький люфт, и если привод дроссельной заслонки во что-то упрется, то это что-то (рычаг, тяга) будет «нагружено» и люфта у него не будет. Наиболее часто закрытию заслонки мешают регулировочные винты различных сервисных устройств, это может быть винт регулировки оборотов повышенного холостого хода при включении кондиционера, винт демпферного устройства (чтобы дроссельная заслонка резко не закрывалась, и обороты двигателя, соответственно, резко не падали). Иногда встречается ситуация, когда рычаг управления ускорительным насосом заедает на оси, и это заедание мешает дроссельной заслонке. Но причина почти всех заеданий одна — грязь на карбюраторе.
У дизельных двигателей большие обороты холостого хода, когда не помогает винт регулировки XX, были обусловлены поломкой или грязью в ТНВД. Т.е. ТНВД приходилось снимать, разбирать, мыть и т.д. После всего этого, когда ТНВД уже установлен, никаких замечаний к оборотам XX не было. У новых ТНВД с электронным управлением, большие обороты XX могут быть из-за заедания датчика положения дроссельной заслонки (по данным этого датчика серводвигатель на ТНВД управляет кольцом протечки или, на совсем новых ТНВД, специальным клапаном сброса давления из-под плунжера).