Трансмиссионные масла
Общепринятыми международными классификациями трансмиссионных масел, так же, как и для моторных масел, являются классификации SAE и API.
В классификации SAE J306C имеются 3 летних (90, 140 и 250) и 4 зимних (от 70W до 85W) класса. Всесезонные масла имеют двойное обозначение (например, SAE 75W-90), где первый номер соответствует зимнему маслу, второй — летнему. Наличие в обозначении сочетания букв ЕР или HD указывает на увеличенные противозадирные свойства масла.
По классификации API трансмиссионные масла подразделяются на 6 групп:
- GL-1 масла без присадок, либо с депрессорными и антипенными присадками, для мягких условий эксплуатации;
- GL-2 масла для главных передач грузовых автомобилей, с антифрикционными присадками;
- GL-3 масла со слабыми противозадирными присадками, для ведущих мостов со спирально-коническими шестернями;
- GL-4 масла с противозадирными присадками средней активности, для ведущих мостов с гипоидными шестернями и ручных коробок передач легковых автомобилей;
- GL-5 масла с активными противозадирными и противоизносными присадками для гипоидных передач легковых и грузовых автомобилей, для тяжелых условий эксплуатации;
- GL-6 масла для сверхтяжелых условий эксплуатации, с активными противозадирными и противоизносными присадками, для гипоидных передач.
Масла GL-4 и GL-5 являются универсальными маслами, использующимися в трансмиссиях современных автомобилей. Как правило, для ручных коробок передач рекомендуется масло GL-4, а для дифференциалов и раздаточных коробок — GL-5 (хотя наличие эффективных противозадирных присадок не является столь необходимым).
Жидкости (масла) для автоматических коробок передач (ATF)
Рекомендуется применять жидкость типа Dexron II. Эта жидкость используется также в гидроприводах рулевого управления и в некоторых ручных коробках передач.
Консистентные смазки
В составе консистентных смазок присутствует от 5 до 30% загустителей, которые и дают смазке ее название. Количество и тип загустителей определяют эксплуатационные свойства смазки. Они позволяют смазке прочно удерживаться на рабочей поверхности, что определяет длительный срок службы смазки. В смазку, работающую под сверхвысокой нагрузкой и при высокой температуре, добавляют твердые наполнители, такие, как дисульфид молибдена. Как правило, фирмы рекомендуют использовать литиевую смазку класса 2 по международной классификации NLGI. Кроме того, в подавляющее большинство узлов современных автомобилей консистентная смазка закладывается на весь срок службы узла и не требует замены.