Рис. 3-135.
Все компоненты, указанные на рисунке, смазываются маслом под давлением, которое создается масляным насосом. В системе имеется датчик критического давления масла, который при уменьшении давления масла ниже допустимого предела (примерно 0.5 кг/см²) замыкает электрическую цепь контрольной лампочки на приборной панели.
При включении зажигании лампочка загорается и затем гаснет по достижении определенного значения давления масла. Если по каким-либо причинам давление упадет ниже этого значения, то контакты датчика замкнутся под действием диафрагмы.
Исправность датчика можно проверить с помощью тестера: если отсоединить разъем и подключить тестер между выводом датчика и "массой", то при неработающем двигателе тестер должен показать сопротивление, равное 0, а при работающем — ∞. На снятом с двигателя датчике проверяется сопротивление между выводом датчика и его корпусом: оно должно равняться 0, а при легком нажатии на вставленный в масляное отверстие кусок тонкой проволоки — ∞. Неисправный датчик подлежит замене.
Кроме этого датчика других индикаторов давления в системе, как правило, нет. Поэтому давление масла рекомендуется проверять регулярно.
Проверка давления масла должна выполняться только при нейтральном положении коробки передач.
Перед проверкой давления необходимо проверить уровень масла и при необходимости довести уровень до требуемого. Затем снимите датчик критического давления масла и установите на его место манометр.
Запустите двигатель, прогрейте его до нормальной рабочей температуры и измерьте давление масла при ненагружеyном двигателе.
Если отклонение значительное — проверьте на наличие утечек масляные каналы и масляный насос.
По окончании проверки снимите манометр и установите на место датчик критического давления масла с уплотнением.
Компоненты масляного насоса показаны на рисунке 3-136. Корпус насоса дополнительно служит держателем переднего сальника колеи-вала двигателя. Вращением шестерен масло захватывается из масляного поддона и под давлением подается к различным частям двигателя. При превышении определенного значения давления часть масла отводится обратно в поддон через регулятор давления.
Рис. 3-136.
При снятии насоса обратите внимание на откручиваемые болты — они имеют разную длину и должны устанавливаться строго на свои места.
Осмотрите компоненты насоса на наличие износа и повреждений. Разберите при необходимости регулятор давления, вывинтив колпачок и сняв шайбу, пружину и клапан регулятора (рис. 3-137).
Рис. 3-137.
Проверьте состояние пружины и скользящей поверхности клапана регулятора. Если есть повреждения — замените весь регулятор давления в сборе. Смажьте клапан регулятора моторным маслом и проверьте, что он плавно опускается вниз под действием собственного веса. Если это не так — замените регулятор давления.
Проверьте клапан сброса давления масла на свободу движения, на наличие трещин и разрывов, надавливая на шарик (рис. 3-138). Если необходима 'замена, то снимите клапан, вытащив его отверткой. Новый клапан устанавливайте легкими постукиваниями.
Рис. 3-138.
Снимите крышку насоса и проверьте величину зазоров, как показано на рисунках 3-139—3-142. Зазор 1 между внешней шестерней и корпусом не должен превышать 0.2 мм, зазоры 2 между серповидным элементом и внутренней шестерней и 3 между серповидным элементом и внешней шестерней не должны превышать 0.4 мм, зазоры 4 и 5 между внутренней и внешней шестернями и корпусом не должны превышать 0.1 мм. Зазор 6 между внутренней шестерней и паяной частью корпуса не должен превышать 0.15 мм.
Рис. 3-139. | Рис. 3-140. |
Рис. 3-141. | Рис. 3-142. |
Если зазоры не соблюдаются — замените обе шестерни или весь насос.
Проверьте состояние внутренней поверхности крышки насоса, а также отверстия под регулятор давления в корпусе насоса.
Устанавливая насос, обратите внимание на направление установки внутренней шестерни.
Кроме фильтра грубой очистки масла, представляющего собой сетку в маслоприемиике, в системе имеется также фильтр тонкой очистки масла. Масляный фильтр и маслоохладитель, как правило, устанавливаются на один общий кронштейн. В кронштейне имеется перепускной клапан (их может быть два), служащий для подачи в магистраль неочищенного масла в случае засорения фильтра тонкой очистки.
Маслоохладитель чаще всего разбирать нельзя, при необходимости он должен заменяться на новый.
Проверяются перепускные клапаны на свободу движения, на наличие трещин и разрывов, путем надавливания на шарик. Если необходима замена, то клапан можно снять, вытащив его отверткой, после чего установить новый клапан с помощью легких постукиваний.
Рекомендуется всегда заменять масляный фильтр вместе с заменой моторного масла, поскольку это единственный способ очистить грязное масло, всегда остающееся на стенках цилиндров после слива масла.
Снимается фильтр с помощью специнструмента (рис. 3-143). (В крайнем случае фильтр всегда можно открутить, пробив его отверткой).
Рис. 3-143.
Перед установкой нового фильтра очистите поверхность монтажа фильтра на головке цилиндров или кронштейне и нанесите на резиновое уплотнение фильтра небольшое количество моторного масла (рис. 3-144). Желательно заполнить маслом и сам фильтр — наполовину, чтобы дать пропитаться фильтрующему элементу.
Рис. 3-144.
Заверните фильтр вручную до тех пор, пока не почувствуется легкое сопротивление, затем дополнительно затяните на 2/3 оборота (не используйте никаких инструментов при затяжке фильтра, иначе повредится резиновое уплотнительное кольцо) (рис. 3-145).
Рис. 3-145.
Рис. 3-146. Маслоохладитель двигателя RD28T.
Рис. 3-147. Маслоохладитель двигателя ТВ42Е.
Рис. 3-148. Схема смазки дизельного двигателя RD28T.