Удивительно, но в эту смартоподобную машину японцы умудрились запихнуть аж четверых! Насчёт комфорта, правда, остаются сомнения, да и без возрастных ограничений не обошлось. Ах да, учтите, что перед вами — вовсе не прототип, а самая что ни на есть серийная машина.
Многие тысячи автовладельцев, изнуренные бесконечными пробками, как манны небесной ждали открытия Женевского автосалона. Еще бы! Именно там производители обещали продемонстрировать свои варианты решения наболевшей проблемы. Поэтому едва двери выставочного центра Palexpo открылись, народ рванул к новеньким компактам. Особо эксцентричные натуры без колебаний устремились на стенд KIA. А вот умники в очках с роговыми оправами дружно двинулись к экспозиции Toyota. Там их поджидал «малыш» с красноречивым именем iQ.
Этот автомобильчик нам уже знаком. Во Франкфурт Toyota привозила прототип с таким же названием, а в прошлом месяце демонстрировала фотографии серийной версии. Теперь суперкомпактный «японец» официально предстал перед публикой точно в том виде, в котором совсем скоро начнет сходить с конвейера.
Дабы придать скромных размеров машинке более внушительный вид, создатели «начинили» арки 16-дюймовыми колесами. А из-за ничтожных свесов прочности бамперов было уделено особое внимание.
Но вернемся к толкающимся посетителям. Сразу скажем, «ботаников» постигло разочарование. Японцы быстро объяснили, что название новенькой машины — вовсе не коэффициент умственного развития (intelligence quotient). Буква i, помимо интеллекта, означает скорее инновацию и индивидуальность. Cо вторым символом (Q) ситуация еще более прозаична. Так авторы символизируют качество (quality) и кубичность дизайна (cube). Такая вот замысловатая философия. Впрочем, это еще цветочки. Смысловое наполнение автомобиля куда глубже.
Если кто и будет проклинать эту машину, так это работники сервис-центров. Посмотрите на этот капот! Про снимаемый бампер никто не упоминал. А ведь еще в вузах студентов учат, что ремонтопригодность — одно из главных свойств технической системы. Ну-ну...
Авторы утверждают, что дизайн «крохи» соответствует стилю известного тойотовского «J-фактора» и построена она в соответствии с японскими мышлением и принципами. Если конкретнее, машинка должна быть маленькой, но просторной, а также высокотехнологичной и дружелюбной к человеку, эмоциональной и функциональной.
Чтобы создать такой салон, японцы «математически проанализировали структурную красоту природных объектов». И это не шутка. Авторы утверждают, что он выдержан в техно-органической теме и сочетает геометрическую точность с внутренней красой.
Как все это воплощено на практике? Сначала разработчики Toyota iQ разместили колеса практически по углам кузова. Свесы минимальны, зато при длине 2985 мм машинка получила достойную колесную базу 2000 мм. Подкапотное пространство уплотнили максимально, отчего салон удалось сдвинуть вперед на целых 100 мм по сравнению с типичной малолитражкой вроде Toyota Yaris.
Свободное место компоновщики отвоевывали пядь за пядью. К примеру, более тонкие спинки сидений позволили сэкономить 40 мм. Тем не менее за водителем взрослый человек сможет ехать только в одном случае — если рулить будет ребенок.
Простор салона заботил инженеров едва ли не в первую очередь. Ради этого крышу подняли довольно высоко, отчего «ростом» iQ вышел ровно полтора метра. Досталось и передней панели — она асимметрична и устроена таким образом, что даже если передний пассажир сдвинет свое кресло максимально вперед, то сможет вполне комфортно себя чувствовать.
Покупатели будут выбирать из трех моторов — двух бензиновых и одного турбодизеля. Пока никаких характеристик. Сообщают лишь, что благодаря аэродинамически эффективной форме и легкой конструкции моторы будут мало «кушать» и еще меньше «сорить», выбрасывая не более 100 граммов углекислого газа на километр. А что до безопасности, то японцы клятвенно обещают 5 звезд в рейтинге Euro NCAP.
Последнее творение Toyota отличается довольно экзотичной посадочной формулой: 3 + 1. Почему так? Все просто. Поскольку салон асимметричный и места в нем справа больше, чем слева, за передним пассажиром еще можно хоть как-то усесться, а за водителем — увы и ах! — невозможно. Ибо ноги девать банально некуда. Под единичкой подразумевается ребенок (маленький) — ведь дети любят сидеть с ногами на диване.
Чтобы покупатели не сильно расстраивались, создатели намекают, что в отсутствие «цветка жизни» на его месте вполне можно разместить поклажу. Делать это и вправду удобно. Задние сиденья складываются в пропорции 50 : 50, и при сложенной половинке выходит вполне приличное багажное отделение. Стандартный багажник тоже имеется, но надежды на него никакой. Даже клюшки для гольфа не поместятся.
Toyota iQ еще находилась в стадии концепта, а машину уже активно сравнивали со Smart. Сравнение не вполне корректное. «Японец» длиннее почти на полметра, а значит, не получится парковаться поперек проезжей части без создания помех движению. Такова плата за лишние полтора посадочных места.
Проверить лично, что влезет в машину, а что нет, и к тому же впитать всю философию iQ желающие смогут не то чтобы скоро, но в обозримом будущем, скажем так. Производство этой «крохи» Toyota обещает наладить в конце нынешнего года. Клепать «малышей» будут в массовом порядке: план на первый год — 100 тысяч штук. Про рынки сбыта самураи пока молчат, но ясно дают понять — модель должна стать по-настоящему глобальной.