При запуске двигателя температура в камере сгорания может оказаться недостаточно высокой для надежного воспламенения смеси. По этой причине и применяется система предварительного, или быстрого, разогрева камер сгорания, которая выполняется в виде электронной системы, управляющей включением накальных свеч.
Далее кратко будет показана работа конкретной системы (Nissan, модели без рециркуляции выхлопных газов), позволяющая понять механизм разогрева.
Система предварительного разогрева активизируется во время включения зажигания, если температура охлаждающей жидкости не превышает 75°С.
Сразу после поворота ключа зажигания в положение "ON" электронный блок управления включает реле-1, что приводит к быстрому нагреву накальных свечей (стадия "пред-накала").
В это время горит лампочка индикатора разогрева (GLOW).
После того, как индикатор разогрева погаснет, можно переводить ключ зажигания в положение "START", после чего стадия пред-накала и стадия после-накала (или удержания температуры) будут последовательно сменять друг друга, пока число оборотов двигателя в минуту не превышает 1000 или напряжение на выводе "L" генератора остается на низком уровне. Такое состояние называется "чопинг".
Когда число оборотов двигателя в минуту во время запуска превысит 1000 или напряжение на выводе "L" генератора возрастет до высокого уровня — накальные свечи переключатся в режим удержания температуры ("после-накал"). В этом режиме на каждую накальную свечу подается только половина напряжения питания.
Когда ключ зажигания из положения "START" возвращается в положение "ON" после запуска при температуре охлаждающей жидкости ниже 60°С — стадия после-накала продолжается в течение 10 минут. Если в результате ускорения или запуска стартером число оборотов двигателя в минуту превысит 2000 или скорость автомобиля в течение 3 минут будет превышать 12 км/ч — стадия после-накала завершится.
Если напряжение на выводах накальных свеч станет слишком низким или слишком высоким, то реле разогрева автоматически отключатся и индикатор разогрева будет мигать в течение 5 минут, что укажет на то, что цепь накальных свечей стала неработоспособной.
Состояние компонентов системы разогрева и схема питания накальных свеч показаны на рисунках 3-112 и 3-113.
Рис. 3-112.
Рис. 3-113.
Убедитесь, что надежно затянуты гайки соединительных пластин накальных свеч, а также гайка жгута.
Проводимость свеч может быть проверена без их снятия с головки блока цилиндров. Для этого снимите соединительную пластину свечи и проверьте проводимость между свечой и головкой блока цилиндров (рис. 3-114 и 3-115). Если проводимости нет — замените свечу. Проверьте каждую свечу. В данном варианте используются два типа свеч: свечи для цилиндров №№4-6 изолированы от "массы", а свечи для цилиндров №№1-3 — нет (рис. 3-116). То есть для свеч, изолированных от "массы", проводимость проверяется между выводами свечи.
Рис. 3-114. | Рис. 3-115. |
Рис. 3-116.
Снимайте свечу только для ее замены на новую.
Если во время снятия свеча трудно выкручивается, то это может быть следствием образования углеродистого нагара в отверстии под свечу в головке блока цилиндров. Обязательно удалите нагар перед установкой новой свечи.
Не используйте свечи, подвергавшиеся ударам или тряске.
Перед затягиванием свечи аккуратно установите ее на место пальцем. Убедитесь, что прокладка установлена правильно.
Помните о том, что область керамического нагревателя легко разрушается, поэтому после установки свечи обязательно еще раз проверьте проводимость.