Датчик угла поворота коленвала
Этот датчик является основным компонентом всей системы. Он отслеживает скорость двигателя и положения поршней в цилиндрах и посылает сигналы в блок управления, который управляет распределением зажигания и другими функциями.
Датчик имеет роторную пластину и цепь формирования синусоидальных сигналов (рис. 3-93).
Рис. 3-93.
Роторная пластина имеет 360 прорезей для формирования сигналов поворота на 1° (сигнал скорости) и 4 прорези для формирования сигналов поворота на 180° (сигнал угла поворота коленвала) (рис. 3-94). (Для шестицилиндровых двигателей - соответственно 6 прорезей для 120°.) Светодиоды и фотодиоды встроены в цепь формирования сигналов.
Рис. 3-94.
Когда роторная пластика проходит между свето- и фотодиодом, прорези пластины друг за другом открывают световой поток, излучаемый светодиодом, что приводит к образованию сглаженных импульсов, которые поступают в блок управления.
Датчики атмосферного давления и абсолютного давления во впускном коллекторе
Датчик давления во впускном коллекторе преобразовывает давление воздуха в коллекторе в электрические сигналы и посылает их в ECU. Эта информация используется наряду с сигналами от датчика угла коленвала для вычисления основной продолжительности впрыска.
Датчик атмосферного давления преобразует давление атмосферы в сигнал напряжения, также поступающего в ECU для изменения продолжительности впрыска, чтобы компенсировать изменение атмосферного давления.
Датчик атмосферного давления может быть встроенным в ECU, или вместо двух датчиков может применяться один интегральный датчик на тензорезисторах.
Датчик температуры двигателя
Датчик чаще всего встроен в рубашку охлаждения впускного коллектора. Он регистрирует температуру охлаждающей жидкости и передает сигнал в блок управления.
Рабочий элемент датчика представляет собой термистор, чувствительный к изменению температуры (особенно в низкотемпературном диапазоне).
С увеличением температуры сопротивление термистора падает, и наоборот.
Датчик температуры впускного воздуха
Это устройство - также, как и датчик температуры двигателя представляет собой термистор и располагается во впускном коллекторе.
Оно действует подобно многим датчикам температуры охлаждающей жидкости, но с уменьшенной теплоемкостью для увеличения скорости реакции на изменение температуры. Продолжительность впрыска, определенная ECU, изменяется для различных эксплуатационных режимов сигналами, посланными от этого датчика.
Датчик положения дроссельной заслонки и "программный" выключатель холостого хода
Датчик отслеживает положение педали акселератора. Он представляет собой потенциометр, который преобразует положение заслонки в сигнал напряжения и передает его в блок управления.
Кроме того, датчик определяет скорость открывания и закрывания заслонки. Положение заслонки, соответствующее холостому ходу, определяется блоком управления, получающим сигнал от датчика положения дроссельной заслонки. Такая система получила название
"программного выключателя холостого хода". Также она управляет такой функцией двигателя, как отсечка топлива.
С другой стороны, когда программный выключатель становится неисправным, для управления двигателем система использует так называемый "железный" выключатель холостого хода, встроенный в блок датчика положения дроссельной заслонки.
Измеритель воздушного потока
Измеритель воздушного потока измеряет количество воздуха, поступающего в двигатель, пропуская часть потока через себя.
Этот датчик является одним из самых важных в системе впрыска, поскольку именно по количеству воздуха блок управления определяет необходимое для впрыска количество топлива.
На пути потока установлен нагреваемый провод. Выделяемое проводом тепло уносится воздухом, причем количество уносимого тепла зависит от количества воздуха. С другой стороны, температура провода контролируется автоматически. Таким образом, для того чтобы поддерживать температуру провода на неизменном уровне, необходимо при увеличении воздушного потока увеличивать ток, протекающий через провод. Так по электрическому сигналу блок управления "узнает" о величине воздушного потока.
Тепловой способ измерения воздушного потока предпочтительнее механического, когда на пути потока устанавливается пластина, установленная на валу потенциометра.
Датчик выхлопных газов (кислородный датчик)
Датчик выхлопных газов, встроенный в выпускной коллектор (или в выхлопную трубу на участке до катализатора), отслеживает плотность кислорода в выхлопных газах. Датчик имеет закрытую с одного конца трубку, сделанную из керамического циркония или титана, электрическое сопротивление которых резко изменяется в точке, соответствующей идеальному соотношению компонентов в воздушно-топливной смеси (рис. 3-95). Наружная поверхность трубки расположена на пути выхлопных газов, внутренняя поверхность сообщается с атмосферой. Блок управления подает на датчик напряжение примерно 1 вольт, и керамический элемент трубки "сравнивает" концентрации кислорода в выхлопных газах и в атмосфере, генерируя электрический сигнал. В целях усиления этого сигнала внутренняя и наружная поверхности трубки покрыта пористыми платиновыми электродами. В точке, соответствующей идеальному соотношению компонентов в воздушно-топливной смеси, происходит резкое изменение уровня сигнала с 1 вольт практически до О вольт. Таким образом, датчик отслеживает появление "лишнего" кислорода и посылает сигнал в блок управления.
Рис. 3-95.
Для активации элемента датчика используется подогреватель.
Датчик детонации
Датчик детонации установлен на блоке цилиндров.
Пьезоэлектрический элемент датчика воспринимает давление детонационной волны и преобразует его в сигнал напряжения переменной формы, величина которого зависит от степени детонации. Этот сигнал блоком управления сравнивается с пороговым сигналом, хранящимся в его памяти. Степень рассогласования определяет уменьшение угла опережения зажигания.
Такая регулировка угла опережения зажигания позволяет не только повысить экономичность и эффективность работы двигателя, но и использовать бензин с более низкими октановыми числами.
Датчик скорости автомобиля
Датчик служит для передачи в блок управления сигнала, пропорционального скорости автомобиля.
Он представляет собой геркон, устанавливаемый в спидометр. Геркон преобразует значение скорости автомобиля в импульсный сигнал (рис. 3-96).
Рис. 3-96.