Рис. 5-1. Компоненты корпуса коробки передач RS5F31А. 1 - Кожух сцепления; 2 - Сальник первичного вала; 3 - Масляный карман; 4 - Фиксатор подшипника; 5 - Фиксатор подшипника; 6 - Винт (Тогх); 7 - Пробка заливного отверстия; 8 - Пробка выключателя; 9 - Сапун; 10 - Пробка выключателя; 11 - Заглушка; 12 - Уплотнительное кольцо; 13 - Крышка корпуса; 14 - Выключатель ламп заднего хода; 15 - Сальник дифференциала; 16 - Сливная пробка; 17 - Корпус коробки передач; 18 - Масляный желоб; 19 - Промежуточный вал задней передачи; 20 - Масляный канал; 21 - Сальник штока переключения; 22 - Чехол; 23 - Выключатель нейтрали или Пробка выключателя; 24 - Сальник дифференциала; 25 - Уплотнительное кольцо; 26 - Шестерня спидометра в сборе
Рис. 5-2. Компоненты переключающего механизма. 1 - Пружина фиксации задней передачи; 2 - Пробка; 3 - Пробка; 4 - Шарик; 5 - Пружина; 6 - Опорная пружина вала вилки; 7 - Переключающие колпачки; 8 - Вал вилки; 9 - Вилка включения 5-й передачи; 10 - Вилка переключения 3/4 передач; 11 - Вилка переключения 1/2 передач; 12 - Управляющий кронштейн; 13 - Фиксатор; 14 - Фиксирующий палец; 15 - Фиксирующий палец; 16 - Вилка; 17 - Тяга переключения; 18 - Рычаг переключения; 19 - Шарик (большой); 20 - Шарик (маленький); 21 - Муфта; 22 - Уплотнительное кольцо; 23 - Возвратная пружина; 24 - Контрольный плунжер; 25 - Стопорный палец
Рис. 5-3. Компоненты механизма выбора передач. 1 - Рукоятка рычага управления; 2 - Чехол; 3 - Гнездо рычага управления; 4 - Рычаг управления; 5 - Изолятор; 6 - Седло; 7 - Втулка; 8 - Уплотнительное кольцо; 9 - Пыльник; 10 - Пластинчатый болт; 11 - Крышка отверстия коробки передач; 12 - Опорный стержень; 13 - Пластина; 14 - Втулка; 15 - Втулка; 16 - Кронштейн опорного стержня; 17 - Втулка; 18 - Втулка; 19 - Управляющий стержень; 20 - Возвратная пружина; 21 - Резина; 22 - Кронштейн держателя; 23 - Амортизатор
Рис. 5-4. Компоненты переключающего механизма. 1 - Пружина фиксации задней передачи; 2 - Пробка; 3 - Пробка; 4 - Шарик; 5 - Пружина; 6 - Опорная пружина вала вилки; 7 - Переключающие колпачки; 8 - Вал вилки; 9 - Вилка включения 5-й передачи; 10 - Вилка переключения 3/4 передач; 11 - Вилка переключения 1/2 передач; 12 - Управляющий кронштейн; 13 - Фиксатор; 14 - Фиксирующий палец; 15 - Фиксирующий палец; 16 - Вилка; 17 - Тяга переключения; 18 - Рычаг переключения; 19 - Шарик (большой); 20 - Шарик (маленький); 21 - Муфта; 22 - Уплотнительное кольцо; 23 - Возвратная пружина; 24 - Контрольный плунжер; 25 - Стопорный палец
Рис. 5-5. Валы и шестерни. 1 - Промежуточная шестерня задней передачи; 2 - Втулка; 3 - Проставка; 4 - Стопорное кольцо; 5 - Проставка; 6 - Передний подшипник первичного вала; 7 - Первичный вал; 8 - Масляная пробка; 9 - Игольчатый подшипник шестерни 5-й передачи; 10 - Шестерня 5-й передачи; 11 - Муфта синхронизатора; 12 - Блокирующее кольцо; 13 - Ступица синхронизатора 5-й передачи; 14 - Разжимное кольцо; 15 - Переключающая вставка; 16 - Стоппер 5-й передачи; 17 - Задний подшипник первичного вала; 18 - Передний подшипник вторичного вала; 19 - Вторичный вал; 20 - Шестерня 1 - й передачи; 21 - Игольчатый подшипник шестерни 1 - й передачи; 22 - Стальной шарик; 23 - Втулка 2/3 передач; 24 - Шестерня 4-й передачи; 25 - Шестерня 5 - й передачи; 26 - Упорная шайба; 27 - Полукольца; 28 - Держатель полуколец; 29 - Задний подшипник вторичного вала; 30 - Проставка; 31 - Регулировочная шайба подшипника; 32 - Втулка 4 - й передачи; 33 - Ступица синхронизатора 3/4 передач; 34 - Шестерня 3-й передачи; 35 - Шестерня 2-й передачи; 36 - Ступица синхронизатора 1/2 передач; 37 - Шестерня задней передачи (муфта); 38 - Корпус дифференциала; 39 - Шестерня главной передачи; 40 - Регулировочная шайба подшипника; 41 - Боковой подшипник дифференциала; 42 - Фиксирующий штифт; 43 - Упорная шайба сателлита; 44 - Приводная шестерня спидометра; 45 - Стоппер спидометра; 46 - Боковая шестерня; 47 - Сателлит; 48 - Ось сателлитов; 49 - Упорная шайба боковой шестерни дифференциала
Термин «Механическая трансмиссия» применяется как к переднеприводным, так и к заднеприводным моделям; у переднеприводных моделей коробка передач и ведущий мост представляют собой единый агрегат, который почти всегда для краткости называют просто коробкой передач (или РКП — ручной коробкой передач).
Большинство современных автомобилей комплектуются 5-стуненчатыми коробками передач с синхронизаторами для всех передач переднего хода. Для примера приводится коробка передач RS5F31A, устанавливаемая на автомобили фирмы «NISSAN» (рис. 5-1—5-5). Ремонт коробки передач самостоятельно проводить не рекомендуется.
Техническое обслуживание сводится к проверке уровня трансмиссионного масла и его замене.
Уровень масла должен быть вровень с кромкой маслоналивного отверстия (рис. 5-6). Частое понижение уровня масла свидетельствует о наличии стабильных утечек в системе. При проверке уровня всегда проверяйте и состояние масла — его цвет, запах, наличие в нем твердых частиц.
Рис. 5-6.
Если автомобиль (и, следовательно, коробка передач) эксплуатируется в тяжелых условиях, то необходимо более часто менять масло, чем это предписано изготовителем.
В ручные коробки передач подавляющего большинства современных легковых автомобилей должно заливаться трансмиссионное масло класса GL-5 по классификации API. Для незначительного количества моделей рекомендуется использование жидкости для автоматических коробок передач типа DEXRON. Уровень масла проверяется через заливное отверстие сбоку коробки передач, либо через отверстие для троса спидометра.
Во время проверки уровня масла никогда не запускайте двигатель!
В корпус коробки вмонтированы 2 выключателя: выключатель нейтрали и выключатель фонарей заднего хода (рис. 5-7). Выключатель нейтрали служит в качестве датчика включения нейтральной передачи и включен последовательно в цепь питания стартера. Во всех других положениях рукоятки выбора передач стартер включаться не будет. Выключатель фонарей заднего хода, в свою очередь, служит в качестве датчика включения задней передачи и включен последовательно в цепь питания фонарей заднего хода. Разъемы выключателей данной коробки — двухконтактные. Контакты разъемов, как следует из только что сказанного, находятся в замкнутом состоянии только при следующих положениях рукоятки выбора передач: в нейтральном положение для выключателя нейтрали и в положении задней передачи для выключателя фонарей заднего хода.
Рис. 5-7.
У других коробок передач (например, RS5F50A) эти выключатели могут быть объединены в один выключатель с 4-контактным разъемом.