Разделение контуров позволяет применить дозирующий клапан, регулирующий давление тормозной жидкости при торможении таким образом, чтобы предотвратить преждевременное блокирование пары задних колес. Этот регулятор давления может иметь различную конструкцию и может быть как встроенным в главный тормозной цилиндр, так и установленным отдельно от него. Возможна конструкция с двумя отдельными клапанами, по одному на каждое заднее колесо.
В подавляющем большинстве случаев передние колеса снабжаются дисковыми тормозами, задние тормоза могут быть как дисковыми, так и барабанными.
В большом количестве современных моделей автомобилей применяется двухконтурная гидравлическая система с диагональным расщеплением тормозных контуров — один контур образуют переднее левое и заднее правое колесо, и второй — переднее правое и заднее левое колесо.
Тормозная жидкость по стальным трубопроводам подводится к местам крепления на раме вблизи колес и далее — по гибким трубкам — непосредственно к колесным цилиндрам и/или суппортам каждого колеса. Такое расположение трубопроводов позволяет сэкономить значительное пространство, не мешая при этом движению компонентов подвесок и рулевого управления.
В состоянии покоя вся тормозная система — от поршней в главном цилиндре до поршней в колесных цилиндрах или суппортах — заполнена тормозной жидкостью. Под воздействием тормозной педали жидкость, находящаяся спереди поршней главного цилиндра, вытесняется в трубопроводы и поступает к рабочим цилиндрам, где воздействует на поршни, перемещая их внутрь или наружу, в зависимости от типа тормозов (барабанные или дисковые). После снятия давления на тормозную педаль поршни рабочих цилиндров под действием возвратных пружин или пружинных уплотнений возвращаются в исходное положение, так же как и поршни в главном цилиндре (внутри главного цилиндра установлены возвратные пружины, возвращающие поршни в исходное положение).
Поршни главного цилиндра содержат контрольные клапаны, а в самом цилиндре высверлены компенсационные каналы. После того, как поршни вернутся в исходное положение, эти каналы открыты. Контрольные клапаны поршней позволяют жидкости течь к рабочим цилиндрам при отходе поршней назад. Затем под действием пружин возвращаются в исходное положение тормозные колодки, а избыток жидкости поступает обратно в главный цилиндр через компенсационные каналы. По возвращении тормозной педали в свободное положение через компенсационные каналы происходит заполнение линий тормозной жидкостью, если имели место ее утечки.
Сдвоенный главный цилиндр (его компоненты показаны на рисунке 8-1) содержит два поршня, расположенные друг за другом. Первичный поршень приводится в движение непосредственно механическим приводом от тормозной педали, в то время как вторичный — под давлением жидкости, находящейся в пространстве между поршнями.
Рис. 8-1. Компоненты главного тормозного цилиндра. 1 - крышка; 2 - фильтр; 3 - винт; 4 - бачок; 5 - прокладка; 6 - прокладка; 7 - корпус цилиндра; 8 - прокладка; 9 - стопорный болт поршня; 10 - вторичный поршень с пружиной; 11 - первичный поршень с пружиной; 12 - стопорнре кольцо; 13 - чехол
Если имеет место утечка жидкости перед вторичным поршнем, то он продолжает движение прямо до передней стенки главного цилиндра, а давление жидкости, заключенной между поршнями, приведет в действие один из контуров системы. Если утечка буде происходить в другом контуре, то первичный поршень будет двигаться вперед вплоть до прямого контакта со вторичным поршнем, заставляя тот задействовать свой гидравлический контур. И в том и в другом случае ход тормозной педали окажется увеличенным, а эффективность действия тормозов — ослабленной.
Главный тормозной цилиндр требует регулярной проверки состояния. Частой причиной неисправности главного цилиндра является потеря колпачками поршней своих уплотняющих свойств. Внутренние утечки жидкости через колпачки часто выглядят как внешние утечки. Обычным признаком такого повреждения является «губчатая» педаль, то есть при исправном состоянии остальных компонентов педаль при нажатии уходит непосредственно к полу без какого-либо достаточного сопротивления. Причиной является нормальный износ резиновых компонентов или их разъедание тормозной жидкостью. Коррозия и отложения, образующиеся на внутренних стенках цилиндра из-за попадания в гидравлическую систему влаги и грязи, могут привести к износу стенок или находящихся в цилиндре компонентов.
Также следует периодически проверять уровень жидкости в бачке главного цилиндра. При необходимости должна доливаться только чистая тормозная жидкость.
Все системы с расщеплением гидравлических контуров снабжены датчиком неисправности одного из контуров, гидравлический поршень которого воспринимает давление жидкости с обеих сторон. Когда имеет место утечка в любом из контуров, нарушается баланс давления на концы поршня датчика, что приводит к смещению поршня в сторону. Выводы датчика замыкаются, и на приборной панели загорается предупреждающая лампочка.