Иммигрировав в США, Александр Северинский начинал инженером по электронике, а впоследствии открыл собственную фирму Viteq, где начал дело всей жизни. Идею создания полностью электрического автомобиля Северинский отбросил сразу из-за непрактичности электрокаров.
Чем прославилась Toyota? Надежными автомобилями, собственной производственной философией и внедрением гибридных технологий. Гибриды — особая гордость японцев. Их Prius — первый в мире серийный автомобиль с гибридной силовой установкой, модели Lexus были первыми в премиуме. Только немногим известно, что в разработке гибридных технологий японцы опирались на работы нашего бывшего соотечественника Александра Северинского.
До иммиграции в США в 1978 году кандидат наук серьезно занимался в СССР вопросами точных измерений в радиоэлектронике и физике, работая в одном из московских институтов. Переехав в Штаты в самый разгар топливного кризиса, Северинский занялся решением проблемы топливной экономичности автомобилей. В 1992 году он запатентовал несколько вариантов гибридных силовых установок, а в 1999-м, в сотрудничестве со Школой инженерии Джеймса Кларка при университете Мэриленда, им была разработана гибридная установка Hyperdrive.
Более 20 лет назад Стэнфорд Берман (Stanford W. Berman) основал Зал славы инноваций Школы Джеймса Кларка и учредил премию для поощрения серьезных достижений в инженерии и стимулирования молодых ученых.
По информации университета Мэриленда, тогда разработкой ученого серьезно заинтересовались американские и японские автопроизводители. Разумеется, сначала никто не взял в расчет «рядового» профессора. А позже компания Toyota, решившая не обременять себя беседами с Северинским по поводу его авторских прав, под шумок разработала аналогичную «собственную» установку. Как и можно было ожидать, после мирового дебюта Приуса между японцами и русским ученым началась судебная тяжба. К несчастью тойотовцев, в 2005 году Северинский выиграл одно гражданское дело, но судятся они до сих пор.
Чтобы запатентовать представленную в 1999 году в Детройте силовую установку, ученый основал компанию Power-Assisted Internal Combustion Engine (PAICE). Разработку поставили на элегантное купе Cadillac Coupe DeVille. С гибридным приводом автомобиль показал двукратное снижение расхода топлива без потерь производительности. Ощутимо для машины с мотором V8 4.9.
Несмотря на натянутые отношения с Тойотой, сам Александр ездит на гибридном Приусе. Своя рубашка ближе к телу.
И вот спустя годы тернистого пути разработку Александра отметят по заслугам. В предпоследний день октября Школа инженерии Джеймса Кларка вручит Северинскому награду за инновационные разработки, а имя доктора физических наук увековечат в Зале славы учебного заведения. Обидно, что по ряду причин свои таланты наши ученые не могут реализовывать в родной стране. Вот и украшают портреты советских и российских докторов наук зарубежные Доски почета.