Рис. 8-15.
Главными компонентами системы ABS являются три или четыре (в зависимости от конструкции автомобиля) датчика угловой скорости колеса, электронный блок управления и гидравлический блок, включающий в себя электромагнитные клапаны управления тормозными линиями. Датчики отслеживают скорость вращения колес и передают в блок управления данные об ускорении или торможении колес через очень малые интервалы времени. Блок управления сравнивает полученную информацию с пороговыми значениями, запрограммированными в нем, тем самым определяя состояние колес, близкое к блокированию. Если такое состояние будет определено — задействуется гидравлический блок управления.
Если по какой-либо причине система ABS станет неисправной, то тормозная система будет функционировать как обычная тормозная система без ABS. Сигнализатор на передней панели своим загоранием предупредит водителя о необходимости обслуживания.
Компоненты, показанные на рисунке 8-16, относятся к моделям Honda Prelude 1991 г., где система впервые была применена. Система, предотвращая блокирование колеса, поддерживается максимальное усилие торможения при сохранении управления колесами. Так же, некоторая возможность управления поддерживается при остановке. ABS функционирует независимо от условий поверхности дороги.
Рис. 8-16.
Есть условия, в которых ABS не приносит никакой пользы. Когда шины сдут на пленке воды, теряя контакт с поверхностью дороги, возможно так называемое аквапланирование. Оно делает автомобиль полностью неуправляемым, пока контакт с дорогой не восстановится. Резкое маневрирование на высокой скорости или при движении на повороте вне пределов сцепления шины может приводить к скольжению, которое не реагирует на торможение автомобиля. По этой причине система названа противоблокирующей, а не противопробуксовочной. Вращение колеса при ускорении на скользких поверхностях может также приводить систему к сбою.
При нормальных условиях торможения ABS функционирует так же, как и стандартная тормозная система. Вся система -комбинация электрических и гидравлических компонентов, управляющих, при необходимости, потоком тормозной жидкости к колесам.
Электронный блок управления ABS - микрокомпьютер получает и обрабатывает сигналы от датчиков угловой скорости колее. Блок запускает противоблокировку, когда он "чувствует" приближение состояния блокировки в каком-либо любом колесе и немедленно берет управление давлением в трубопроводе тормозной системы у соответствующего колеса. Модулятор в сборе отделен от главного цилиндра и усилителя. Он содержит колесные электромагнитные клапаны, используемые для управления давлением тормозной жидкости в каждом колесе.
В течение противоблокирующего торможения давление в трубопроводе управляется быстрым чередованием работы электромагнитных клапанов внутри модулятора. Эти клапаны позволяют давлению внутри системы увеличиваться, оставаться постоянным или уменьшаться в зависимости от ситуации, определенной блоком управления. Передние колеса управляются раздельно. Задние колесные контуры имеют одинаковое управление давлением, основанное на информации, полученной от того заднего колеса, у которого наблюдается повышенная тенденция к блокированию.
Во время противоблокирующего действия системы водитель может слышать хлопающие или щелкающие звуки, когда включается и выключается насос и/или управляющие клапаны. Звуки происходят при нормальном действии системы и не указывают на наличие неисправности. В большинстве случаев звуки едва различимы.
Когда ABS в действии, водитель может обратить внимание на некоторую пульсацию тормозной педали и/или кузова автомобиля при резкой остановке; это тоже нормальное действие системы, но может удивить водителя, который впервые имеет дело с ABS.
Хотя ABS предотвращает блокирование колеса из-за увеличения давления в тормозной системе при резком торможении, все же пробуксовка колес может увеличиться. Это скольжение приводит к появлению некоторого свиста в шине при действии ABS. Звук не должен восприниматься как признак блокирования, а скорее как указание на то, что система удерживает колесо как раз над точкой блокировки. К тому же, последние несколько метров (сантиметров) при остановке во время действия ABS автомобиль может преодолеть с заблокированными колесами, так как электронное управление не функционирует при очень низких скоростях.
При включенном зажигании и скорости автомобиля выше 10 км/час работу системы контролирует блок управления. Обнаружив неисправность (потеря сигнала от датчика скорости, чрезмерная продолжительность работы насоса и др.), ABS немедленно отключается. Нормальное функционирование тормозов остается, но противоблокирующая функция отключена. Неисправностям соответствуют один или более кодов диагностики, при этом загорается мигающая предупреждающая лампа. Коды диагностики хранятся в памяти блока управления.
Имейте в виду, что противоблокирующая тормозная сисе сдержи тормозную жидкость под чрезвычайно высоком давлении внутри насоса, аккумулятора и модулятора. Не разъединяйте и не ослабляйте трубопроводы, шланги, стыки или компоненты без правильного освобождения системы от давления. Для этого используйте только правильный инструмент. Неверные действия могут закончиться серьезной травмой!
Датчики скорости колеса
Информация о скорости каждого колеса передается в блок управления посредством датчиков скорости колес (рис. 8-17). Маленький блок датчика установлен над зубчатым колесом (пульсатором), которое вращается вместе с осью или дорожным колесом.
Рис. 8-17.
Датчики скорости колеса при прохождении зубчатого колеса генерируют переменное напряжение. Частота этого напряжения (она увеличивается пропорционально скорости колеса) используется блоком управления для вычисления скорости вращения колеса. Сравнивая скорости колес при торможении, блок управления определяет приближающуюся блокировку колеса.
Блок управления
Блок управления выполняет главную функцию управления электромагнитными клапанами модулятора, обрабатывая электрические сигналы от датчиков, установленных на колесах автомобиля. Дополнительные функции блока управления включают проведение самодиагностики, управление двигателем насоса и аварийное отключение системы.
Кроме того, блок управления ABS получает сигналы от выключателя сигнала стояночного тормоза, системы зарядки, замка зажигания, выключателя стоп-сигнала, реле двигателя насоса и реле защиты. Каждый из сигналов используется, чтобы "помочь" блоку управления в анализировании действия системы. Повреждение в любом из соответствующих компонентов может привести к аварийному отключению ABS.
Гидравлический модулятор
Модулятор содержит электромагнитные клапаны для каждого тормозного контура. Блок управления управляет каждым электромагнитом индивидуально (по одному на каждое переднее колесо и один для обоих задних колес), основываясь на сигналах от датчиков скорости колес.
Модулятор получает тормозную жидкость от аккумулятора под чрезвычайно высоким давлением. Такая жидкость проходит в систему через электромагнитный клапан и увеличивает давление в трубопроводе в случае необходимости. Отдельные каналы позволяют жидкости вытекать обратно, если давление нужно уменьшить. Сборка содержит 4 модулятора, или поршня с пружинами, которые служат для амортизации импульсов высокого давления внутри системы.
При некоторых условиях давление в системе может превышать 20000 кПа. По этой причине требуется чрезвычайная осторожность при работе с модулятором или соответствующими трубопроводами и фитингами. Всегда правильно освобождайте систему от давления прежде, чем выполнить любую работу.
Аккумулятор и датчик давления
Аккумулятор хранит тормозную жидкость под высоким давлением, поступающую от насоса, делая ее доступной системе в случае необходимости. Когда блок управления определяет необходимость противоблокировки, жидкость под давлением проходит в управляющую камеру модулятора через впускной электромагнитный клапан. Шарообразный аккумулятор установлен отдельно под блоком модулятора в переднем отсеке двигателя.
Датчик давления, установленный вместе с аккумулятором, отслеживает давление внутри аккумулятора и передает сигнал к блоку управления. Если давление опускается ниже минимальных требований (обычно из-за действия противоблокировки), сигнал от блока управления подается на насос, который восстанавливает давление. Обычно необходимое давление восстанавливается в течение 3-5 секунд. Если же этого не происходит в течение 120 секунд после начала работы насоса, то блок управления отключает ABS и включает предупреждающую лампу на приборной панели.
Двигатель насоса (Силовой блок)
Насос и его двигатель не являются частями модулятора. Они установлены отдельно и находятся рядом с аккумулятором. Силовой блок состоит из двигателя и насоса. Блок создает высокое давление тормозной жидкости и посылает ее в аккумулятор для хранения. Блок управления запускает насос каждый раз при старте автомобиля, а также в тех случаях, когда скорость становится больше 10 км/час. Насос поддерживает давление в аккумуляторе максимум 230 кг/см, Двигатель насоса мощностью 200 Ватт оснащен 40-амперным предохранителем.
Реле двигателя насоса и защиты
Три реле системы управляются блоком управления.
Защитные реле регулируют подачу питания на выходные управляющие клапаны внутри модулятора. Если блок управления обнаруживает повреждение внутри ABS, то реле обесточиваются. Клапаны переходят в полностью открытое состояние, не обеспечивая никакого управления давлением.
Предупреждающая лампочка
Лампа на приборной панели предупреждает водителя о том, что было обнаружено повреждение ABS и что противоблокирующая функция отключена. Предупреждающая лампа ANTILOCK загорается в следующих ситуациях:
После первого запуска машины лампа показывает, что система самодиагностики находится в рабочем состоянии и что предупреждающая лампа исправна. Сигнал должен выключится через несколько секунд.
Когда стояночный тормоз используется больше 30 секунд при движении автомобиля.
При блокировке любого заднего колеса больше определенного количества времени.
При отсутствии любого сигнала от датчиков скорости колес.
Если время работы любого электромагнитного клапана превышает определенные пределы или блок управления обнаруживает обрыв в цепи электромагнита.
Если блок управления не обнаруживает никакого действия электромагнита в ответ на свои сигналы.
Если время работы насоса превышает 120 секунд.
Меры безопасности при проведении работ
Если автомобиль оборудован системой безопасности SRS (пневмоподушкой), всегда правильно отключите систему перед началом работы с системой противоблокировки. Соединители и электропроводка пневмоподушки выполнены характерным цветом; не используйте электрическое испытательное оборудование для проверки этих цепей.
Не используйте резиновые шланги или другие части, не указанные специально для системы противоблокирования. При использовании ремонтных комплектов заменяйте все части, включенные в комплект. Частичный или неправильный ремонт может привести к функциональным проблемам и потребовать замены других компонентов.
Смажьте резиновые части чистой, свежей тормозной жидкостью, чтобы облегчить сборку. Не используйте промасленный воздух мастерской для очистки деталей; можно повредить резиновые компоненты.
Используйте тормозную жидкость только из неоткрывавшейся емкости. Использование загрязненной тормозной жидкости может снизить работоспособность системы! и/или долговечность. Всегда используйте свежую тормозную жидкость во время прокачки или процедуры сброса давления.
Необходимо соблюдать чистоту в зоне проведения ремонта. Выполняйте ремонт только после того, как компоненты были тщательно очищены для чистки используйте только денатурированный спирт. Не допускайте, чтобы компоненты системы противоблокировки входили в контакт с веществами, содержании ми минеральные масла или нефтесодержащие продукты; это касается и использованной ветоши.
Блок управления - это микропроцессор, аналогичный другим вычислительным блокам автомобиля. Перед отсоединением или присоединением разъемов убедитесь, что ключ зажигания находится в выключенном положении (OFF). Избегайте разрядки статического электричества вблизи блока управления.
Никогда не разъединяйте и не присоединяйте электрические соединители, если ключ зажигания находится во включенном положении, (ON), если в какой-либо процедуре проверки специально не предписано сделать именно так.
Избегайте касаться выводов соединителей пальцами.
Сохраняйте новые компоненты и блоки в заводской упаковке, пока не будете готовы установить их.
Чтобы избежать разрядки статического электричества, всегда касайтесь "массы" автомобиля после контактирования с сиденьями или виниловыми ковриками.
Если на автомобиле должны быть выполнены сварочные работы, прежде отсоедините блок управления.
Следите за тем, чтобы кабели сварки не пересекались с электропроводкой автомобиля.
Если автомобиль должен быть высушен после проведения покрасочных работ, то перед этим отсоедините и удалите из автомобиля блок управления.
Диагностика системы
Перед диагностикой неисправности ABS полностью выясните, находится или нет в рабочем состоянии обычная тормозная система. Многие общие неисправности тормозов (болтающийся стояночный тормоз, утечка и т.д.) оказывают влияние на работу ABS. Визуальный осмотр определенных компонентов системы может выявить причины, вызывающие внешние неисправности ABS, и определить простую поломку, сокращая таким образом время диагностики.
1. Проверьте давление во всех шинах; оно должно быть примерно одинаковым для правильного функционирования системы.
2. Проверьте уровни тормозной жидкости в бачках.
3. Проверьте трубопроводы, шланги, главный цилиндр в сборе и тормозные суппорты на наличие утечки.
4. Визуально проверьте трубопроводы и шланги тормозной системы на наличие чрезмерного износа, температурного разрушения, проколов, контактов с другими частями, отсутствующих креплений, зацепления или деформаций.
5. Проверьте суппорты на наличие ржавчины или коррозии. Проверьте правильность скольжения, если требуется.
6. Проверьте суппорты на степень свободы при нажатии и отпускании тормозов.
7. Осмотрите датчики скорости колеса на правильность установки и крепления.
8. Осмотрите зубчатые колеса датчиков скорости на наличие сломанных зубьев или слабое крепление.
9. Осмотрите колеса и шины на автомобиле. Они должны быть одного размера и типа, чтобы генерировать точные сигналы скорости.
10. Перепроверьте местонахождение повреждения. В некоторых ситуациях, обусловленных действиями водителя, таких, как неотпускание полностью стояночного тормоза, поворачивание колес во время ускорения, проскальзывание из-за чрезмерной скорости движения на повороте или езда на чрезвычайно неровных дорогах, устанавливается код ошибки и включается аварийная сигнализация. Эти "неисправности" не являются поломками системы, а служат примерами эксплуатирования автомобиля в условиях, нарушающих работу блока управления.
11. Часто отключение системы происходит из-за потери сигналов датчиков к блоку или от блока управления. Наиболее общая причина - не неисправный датчик, а ослабленный, корродированный или грязный разъем. Проверьте тщательно жгут и составляющие разъема.
Проверка предупреждающей лампы
Как только лампа предупреждения зажигается, она остается включенной, пока не выключится и затем снова не включится зажигание или не сбросится код ошибки (если он есть). Самая простая проверка системы - просто включить зажигание и проверить включение лампы предупреждения. Запустите двигатель; если сигнал потухнет через несколько секунд, то система работает без ошибок. Если лампа не гаснет, то требуется дальнейшая диагностика в мастерской.
Если лампа предупреждения при включении зажигания не зажигается, то проверьте лампочку, обрыв цепи от плавкого предохранителя к комбинации приборов, обрыв провода от комбинации приборов к блоку управления ABS. Также может отсутствовать надежное соединение блока управления с корпусом (обрыв цепи "массы").
Лампа может оставаться включенной после запуска двигателя. Общие причины - оборванная или слабая связь жгута ABS с блоком управления, дефектный предохранитель ABS или разрыв цепи в проводе между предохранителями ABS и блоком управления. Неисправность может также быть вызвана обрывом цепи между предохранителями и защитными реле, или разомкнутой/короткозамкнутой цепью в проводе, идущем к защитным реле. Дополнительно проверьте на разрыв провод между генератором и блоком управления. Также проверьте на разрыв короткое замыкание провод от измерительного блока к блоку управления.
Предупреждающая лампа также загорается и в том случае, если напряжение аккумуляторной батареи падает ниже нормы. После восстановления напряжения система функционирует нормально.
Блок электронного управления системы ABS обладает возможностями самодиагностики, подобно системе впрыска топлива. Если электрический сигнал выходит за пределы рабочего диапазона, то блок управления определяет это состояние и включает лампу предупреждения ABS. Код ошибки хранится в памяти системы и впоследствии может быть считан.
Диагностирование системы требует применения специального тестера ABS. Это сложный испытательный инструмент, доступный только в торговых представительствах. В случае, когда лампа предупреждения автомобиля остается включенной во время обычной работы, аккуратно проверьте простые вещи. Наиболее частые причины ошибки или потери сигнала - не самые трудные в обнаружении.
Если проблема не решается Вашими усилиями, предоставьте автомобиль для осмотра системы представительству фирмы-изготовителя Вашего автомобиля.
Освобождение системы от давления
Всегда помните о том, что противоблокирующая тормозная система содержит тормозную жидкость при чрезвычайно высоком давлении внутри сборки насоса, аккумулятора и модулятора. Не разъединяйте или не ослабляйте трубопроводы, шланги, стыки или компоненты без правильного освобождения системы от давления. Используйте для этого только специнструмент или эквивалентный ему. Неверные действия могут привести к травмам или нарушению работы компонентов системы.
Рис. 8-18.
Затененные на рисунке 8-18 области находятся под высоким давлением.
1. Убедитесь, что зажигание выключено (OFF).
2. Используя шприц или подобное устройство, удалите всю жидкость из бачков главного цилиндра и модулятора.
3. Снимите красный колпачок спускного канала сверху насоса в сборе.
4. Установите инструмент прокачки на винт для спуска жидкости. Удостоверьтесь, что колпачок бачка на инструменте закреплен.
5. Используя инструмент, поверните винт для спуска жидкости приблизительно на 90 градусов, чтобы впустить жидкость под высоким давлением в резервуар. После понижения давления открутите винт приблизительно на один полный оборот, чтобы полностью освободить систему.
6. Затяните винт для спуска жидкости на 5.5 Им и уберите инструмент. Уберите собранную тормозную жидкость; не используйте ее повторно. Установите красный колпачок на спускной канал.
Аккумулятор
Чтобы спять аккумулятор, необходимо проделать следующее:
1. Удостоверьтесь, что зажигание выключено Рис. 8-19. (OFF).
Рис. 8-19.
2. Освободите систему от давления, используя Т-образный ключ.
3. Открутите болт (болты), крепящий аккумулятор к блоку давления, и снимите аккумулятор. Проверьте, что уплотнительное кольцо на горловине аккумулятора не осталось в блоке давления. На некоторых моделях шар аккумулятора не снимается, поэтому если нет болтов, то не пытайтесь разобрать блок!
При установке поставьте новое уплотнительное кольцо на горловину аккумулятора. Поместите аккумулятор на свое место, закрутив руками крепежные болты.
Убедитесь, что шар аккумулятора установлен прямо и надежно. Затяните болты на 9 Нм. Заполните бачок модулятора до верхнего предела. Прокачайте компоненты высокого давления, используя тестер системы ABS. Прокачайте колесные каналы каждого суппорта.
Помните о том, что аккумулятор содержит газообразный азот под высоким давлением даже после того, как произведен сброс давления тормозной жидкости. Не проткните аккумулятор и не допустите его нагрева. Не пытайтесь его разбирать. Несоблюдение мер безопасности может привести к взрыву аккумулятора.
Чтобы разрядить аккумулятор, необходимо после снятия аккумулятора закрепить его горловину в тисках. Выпускная пробка при этом должна находиться точно вверху.
Рис. 8-20.
Наденьте защитные очки или другие средства защиты лица и глаз. Выходящий газ хоть и не токсичен, но может вынести с собой пыль и другие твердые частицы.
Медленно отверните пробку на 3 с половиной оборота. Выждите 3 минуты, пока не выйдет весь газ. Выходящий азот не горюч и не токсичен, он не представляет никакой опасности. Затем медленно выкрутите пробку полностью.
Датчик скорости колеса
На рисунке 8-21 показан процесс установки заднего датчика скорости на моделях Honda Accord.
Рис. 8-21.
1. Приподнимите и надежно за крепите автомобиль, насколько это необходимо для обеспечения доступа.
2. Убедитесь, что зажигание выключено.
3. Отсоедините разъем жгута датчика.
4. Начиная от разъемного конца жгута, удалите уплотняющие кольца, зажимы или фиксаторы, если необходимо освободить жгут. Запомните расположение жгута; при сборке он должен быть установлен точно на свое место.
5. Удалите болты крепления датчика скорости; удалите датчик. Если он застрял на своем месте, по стучите со стороны крепежного фланца молотком и небольшим пробойником. Не заденьте датчик.
6. Поставьте датчик на место; свободно установите крепежные болты. Точно проложите жгут. Избегайте перекручивания; пользуйтесь белой линией на проводах как направляющей.
7. После того, как жгут и датчик точно, но свободно установлены, затяните крепежные болты датчика.
8. Двигаясь в направлении от датчика, установите все зажимы, фиксаторы, скобы или уплотняющие кольца, крепящие жгут датчика. Жгут нигде не должен перекручиваться. Затягивайте любые крепящие болты на 10 Нм. Если жгут должен пройти через панель кузова, убедитесь, что резиновые уплотнительные кольца плотно установлены.
9. Присоедините разъем.
Пульсаторы (зубчатые колеса)
Колеса пульсаторов составляют единое целое с передними ШРУС либо с задними ступицами в сборе. Если пульсатор требует замены, необходимо устанавливать новые шарнир или ступицу. Зубчатые колеса могут быть осмотрены на наличие поврежденных зубьев без их удаления.
Проверка воздушного зазора
Воздушный зазор между наконечником датчика и пульсатором очень важен для правильной работы системы. Зазор определяется правильностью установки датчика скорости; он может быть измерен, но не может регулироваться.
Для измерения используйте неметаллический зонд. Медленно вращая ступицу рукой, проведите несколько измерений в разных положениях. Зазор должен находиться в пределах 0.4-1.0 мм. Если он в каком-нибудь положении превышает 1.0 мм, есть высокая вероятность повреждения кулака подвески.
Рис. 8-22.
Доступ к задним пульсатору и датчику может потребовать удаления колеса, суппорта и тормозного диска.
Прокачка и заполнение системы жидкостью
В ABS используются 2 бачка с тормозной жидкостью — один на главном цилиндре и один на модуляторе. В каждом должен поддерживаться минимальный уровень жидкости, необходимый для правильного функционирования системы.
Хотя при добавлении жидкости не требуется освобождения системы от давления, колпачки бачков и окружающая область должны быть очищены от грязи прежде, чем удален колпачок. Даже незначительное количество грязи или чужеродных предметов в жидкости может ухудшить функционирование ABS.
Используйте только тормозные жидкости DOT 3 или DOT 4 из неоткрывавшейся емкости.
Не используйте другие сорта или типы тормозной жидкости.
Н Никогда повторно не используйте насыщенную воздухом тормозную жидкость, которая была применена при прокачке или слита из системы.
Заполняйте жидкость только до надписи МАХ или UPPER на бачке. Перезаполнение бачка может вызвать переполнение при испытании системы или в работе. После заполнения плотно установите колпачок на бачок.
Трубопроводы тормозной системы и суппорты прокачиваются обычным способом без применения каких-либо специальных процедур. Удостоверьтесь, что бачок главного цилиндра заполнен прежде, чем начата прокачка, и часто проверяйте уровень. Систему нужно прокачивать в правильной последовательности; всегда прокачивайте все 4 суппорта. Каждый винт для спуска жидкости должен быть затянут на 9 Нм.
Модулятор, аккумулятор и силовой блок нужно прокачивать, если любой из их трубопроводов в течение ремонта удалялся или ослаблялся или если какой-либо компонент заменялся. Помните о том, что прокачка может быть выполнена только с использованием тестера ABS и специального Т-образного ключа для винта для спуска жидкости или их эквивалентов. Не используйте другие способы или средства для прокачки компонентов высокого давления.