Рис. 10-54.
Для улучшения характеристик холостого хода может применяться электронная система стабилизации холостого хода. Система состоит из электронного блока управления, установленного между генератором Холла и блоком управления зажиганием. Если обороты холостого хода упадут ниже определенного значения, то стабилизатор холостого хода начинает отпирать и запирать блок управления зажиганием, регулируя опережение зажигания таким образом, чтобы обороты холостого хода увеличились.
Генератор Холла состоит из триггерного колеса, которое вращается вместе с валом распределителя, и датчика Холла, установленного снаружи распределителя. Датчик Холла состоит из транзистора Холла и интегральной микросхемы на
магнитопроводящем элементе, отделенных воздушным зазором от постоянного магнита. Когда затвор триггерного колеса входит в воздушный зазор, экранируя магнитное поле, датчик Холла напряжение не вырабатывает. В это время блок управления замыкает первичный контур зажигания. Ширина затворов определяет задержку зажигания, которая не регулируется.
Когда затвор выходит из воздушного зазора, магнитное поле заставляет датчик Холла выработать напряжение, которое поступает на вход блока управления. Получив этот сигнал, блок управления размыкает первичный контур, что приводит к формированию во вторичном контуре зажигания импульса высоковольтного напряжения, который через провод катушки зажигания, ротор, крышку распределителя и провод зажигания проходит на свечу зажигания.
Чтобы проверить функционирование системы зажигания, снимите провод катушки зажигания с крышки распределителя и установите его на расстоянии примерно полсантиметра от "массы" с помощью изолированных плоскогубцев. Должна наблюдаться искра.
Рис. 10-55. Распределитель зажигания.
Если искры нет, то придется диагностировать систему зажигания.
Если искра присутствует, то подсоедините провод катушки обратно, а затем отсоедините провод от свечи и установите его на расстоянии примерно полсантиметра от "массы". Проверните коленвал стартером, наблюдая за проводом. Если искры нет, то проверьте крышку распределителя и ротор, а также провода свеч зажигания.
Чтобы проверить напряжение, поступающее на распределитель, отсоедините от него разъем и подсоедините вольтметр.
Если зажигание включено, то вольтметр должен показывать напряжение не меньше 11 вольт. Если напряжение меньше, то проверьте жгут проводов от распределителя к блоку управления.
Если на разъеме распределителя напряжения нет, то проверьте наличие напряжения на блоке управления. Для этого снимите разъем с блока управления и подсоедините вольтметр между выводами 2 и 4 (рис. 10-56).
Рис. 10-56.
При включенном зажигании вольтметр должен показывать напряжение больше 11 вольт. Если это так, то блок управления неисправен. Если напряжение меньше 11 вольт, то определите место обрыва цепи (или наличия высокого сопротивления) между блоком управления и замком зажигания. Также проверьте заземление на "массу".
Чтобы проверить генератор Холла, сдвиньте резиновый чехол с разъема блока управления и подсоедините вольтметр между выводами 6 и 3 (рис. 10-57). Убедитесь в том, что разъем плотно подсоединен к блоку управления. Если включить зажигание и убрать затвор триггерного колеса из воздушного зазора, то вольтметр должен показать не более 0.4 вольт. При помещении в воздушный зазор стального щупа вольтметр должен показать примерно 9 вольт.
Рис. 10-57.
Подсоедините вольтметр между выводами 5 и 3. При включенном зажигании вольтметр должен показать минимум 7.5 вольт. Если результат какой-либо проверки отрицательный, то генератор Холла необходимо заменить.
Чтобы проверить катушку зажигания, отсоедините от нее все провода и подсоедините омметр (шкала R х 1) между положительной и отрицательной клеммами, измеряя тем самым сопротивление первичного контура. Сопротивление должно находиться в пределах 0.52-0.76 ом. Чтобы проверить сопротивление вторичного контура, подсоедините омметр (шкала R x 1000) между выводом 4 (верх катушки) и выводом 1 катушки. Сопротивление должно находиться в пределах 2400-3500 ом.
Чтобы проверить блок управления зажиганием, отсоедините разъем от распределителя и соедините положительный пробник вольтметра с плюсом катушки, а отрицательный пробник вольтметра с минусом катушки. Включите зажигание и убедитесь в том, что вольтметр сначала показывает 6 вольт, а затем в течение 1-2 секунд напряжение надает до пуля. Если напряжение не падает, то блок управления необходимо заменить.
Выясняя причины, из-за которых двигатель не запускается, проверяйте стабилизатор холостого хода. Для этого отсоедините от стабилизатора оба разъема и соедините их друг с другом. Если двигатель запустится, то стабилизатор подлежит замене.