Гидротрансформатор че рез приводной диск воспринимает крутящий момент коленчатого вала двигателя и передает его на коробку передач, тем самым заменяя узел сцепления. При движении на определенной передаче, кроме, может быть, низшей, гидротрансформатор заблокирован специальным фрикционом. Он задействуется в момент переключения передач, а также при начале движения.
Управление коробкой осуществляется с помощью рычага селектора передач. При этом каждой передаче соответствует определенный набор передаточных отношений "коленвал двигателя — приводной вал", которые выбираются автоматически в зависимости от скорости автомобиля, условий работы двигателя и других параметров. Коробки могут быть трех-, четырех- или пятиступенчатые.
Автоматическое переключение всех передач переднего хода реализуется только при положении «D» (Drive — движение) селектора передач. Запуск двигателя возможен только при положениях «Р» или «N» селектора передач. Положению «R» (Rear — задний) соответствует движение задним ходом. Другими положениями переднего хода коробки являются «1» и «2» (понижающие передачи), движение при которых возможно только на передачах не выше некоторой. Данные положения используются при медленном движении в горной местности, по бездорожью, при движении с прицепом. Также они обеспечивают эффективное торможение двигателем.
В положении «N» (Neutral — нейтраль) двигатель отсоединен от трансмиссии, по автомобиль не заторможен. Рекомендуется использовать данный режим только в случае крайней необходимости, например, для буксировки автомобиля (скорость не должна превышать 45 км/ч, а дальность — 45 км; данные величины варьируются для различных коробок передач).
В положении «Р» (Park - парковка) двигатель также отсоединен от трансмиссии, но выходной вал коробки передач заблокирован. Данный режим используется для долговременной остановки автомобиля.
При включении любой из «ходовых» передач автомобиль будет двигаться и при отпущенной педали акселератора даже на холостом ходу.
При трогании с места (или изменении направления движения на противоположное) автомобиль должен быть полностью заторможен (педаль тормоза должна быть нажата). После этого переведите рычаг селектора из положения «Р» или «N» в требуемое положение и, дождавшись характерного толчка, указывающего на включение передачи, отпускайте педаль тормоза и нажимайте на педаль акселератора.
При переключении с од ной из передних передач на заднюю (или обратно) не следует делать задержку на положении «N». Также не следует пользоваться режимом «N» для кратковременных остановок — достаточно воспользоваться педалью тормоза (или затянуть стояночный тормоз, переведя селектор передач в положение «Р»).
Четвертая (или пятая — в зависимости от типа коробки) передача является повышающей (Overdrive), и переключение на нее либо разрешается, либо запрещается с помощью специальной кнопки.
Для примера приведем передаточные числа четырехступенчатой коробки передач RL4F03A:
1 | 2.861 |
2 | 1.562 |
3 | 1.000 |
4 | 0.697 |
R | 2.310 |
При положениях «1» или «2» селектора передач возможно переключение только между двумя самыми низкими передачами. При этом в положении «2» происходит автоматическое переключение между передачами, а в положении «1» после переключения на самую низкую передачу происходит се фиксация.
Селекторы коробок передач могут содержать различные сочетания цифровых обозначений режимов (например, 3-2-1 или 4-3-2) — в любом случае необходимо изучить фирменное руководство по эксплуатации.
Автоматическая коробка передач является сложным агрегатом, в котором управление переключением передач осуществляется гидравлическим способом. Ремонт коробки, а также проведение регулировок, должен выполняться квалифицированным обслуживающим персоналом в специализированной мастерской, оснащенной необходимым оборудованием. Рекомендуемой рабочей жидкостью, заливаемой в коробку передач, является, за редким исключением, специальная жидкость для автоматических коробок передач типа Dexron П. Охлаждение жидкости происходит в радиаторе, подсоединенном к нижнему бачку радиатора системы охлаждения. В процессе эксплуатации автомобиля необходимо регулярно проверять уровень жидкости и при необходимости доливать ее. Нельзя допускать переполнения коробки жидкостью, что может привести к фатальным последствиям. Замена жидкости обычно требуется после 50-100 тысяч километров пробега.
Наблюдение за поведением рабочих характеристик трансмиссии (изменение точек переключения, шумы и т.д.) может выявить незначительные неисправности и предотвратить появление гораздо более значительных. Если проблема не может быть сведена к подзатяжке болтов, восстановлению уровня жидкости, регулировке соединительных тяг, замене фильтров и т.д., то скорее всего придется обратиться к специалисту. Без проведения диагностических тестов и дорожных испытаний снятие коробки передач крайне нежелательно. Без снятия коробки передач возможными являются лишь проведение обслуживания блока управляющих клапанов, регулировка привода управления дроссельной заслонкой, регулировка выключателя блокировки запуска и замена сальников. Все остальные операции с коробкой передач требуют применения специальных диагностических тестов и оборудования, доступных лишь в специализированных мастерских и требующих достаточно высокой квалификации обслуживающего персонала.
На рисунках 6-5, 6-6 и 6-7 показаны поперечные сечения различных коробок передач и блок управляющих клапанов.
Блок управляющих клапанов можно снять без снятия коробки передач:
Снимите масляный поддон и прокладку (или выверните сливную пробку) и слейте жидкость из коробки (рис. 6-1).
Рис. 6-1.
При необходимости снимите датчик-1 температуры жидкости (рис. 6-2).
Рис. 6-2.
Снимите маслоприемник. Открутив болты крепления блока управляющих клапанов и отсоединив разъем жгута электропроводки, снимите блок управляющих клапанов. Буквой А обозначены болты с резьбовой частью длиной 33 мм, буквой В — 45 мм (рис. 6-3).
Рис. 6-3.
При необходимости снимите с блока управляющих клапанов электромагнитные и механические клапаны. Снимите, если потребуется, аккумуляторы А, В, С и D, используя сжатый воздух (рис. 6-4). Поршни при этом удерживайте тряпкой.
Рис. 6-4.
При установке снятых компонентов об всегда всегда используйте новые уплотняющие элементы.
Рис. 6-5. Поперечное сечение коробки передач. 1 - Корпус гидротрансформатора; 2 - Гидротрансформатор крутящего момента; 3 - Насос автоматической коробки передач; 4 - Муфта заднего хода; 5 - Муфта высокой скорости; 6 - Односторонняя муфта; 7 - Передняя планетарная передача; 8 - Задняя планетарная передача v; 9 - Муфта низкой скорости; 10 - Контрольный клапан; 11 - Боковая крышка; 12 - Редуктор; 13 - Тормоз низкой скорости и заднего хода; 14 - Ленточный тормоз; 15 - Полуосевая шестерня; 16 - Ось сателлитов; 17 - Сателлит; 18 - Подшипник со стороны дифференциала
Рис. 6-6. Блок управляющих клапанов. 1 - Клапан дроссельной заслонки; 2 - Контрольный клапан блокировки; 3 - Клапан переключения с 2 на 3 передачу; 4 - Клапан переключения с 3 на 4 передачу; 5 - Клапан переключения с 1 на 2 передачу; 6 - Клапан регулятора давления; 7 - Отсекающий клапан; 8 - Клапан компенсатора давления; 9 - Клапан системы отказоустойчивости; 10 - Обратный клапан; 11 - Согласующий клапан муфты низкой скорости; 12 - Редукционный клапан высшей передачи; 13 - Клапан регулятора гидротрансформатора; 14 - Согласующий клапан перехода с 4 на 2 передачу; 15 - Согласующий клапан перехода с 2 на 4передачу; 16 - Согласующий клапан перехода с 4 на 3 передачу; 17 - Согласующий клапан перехода с 3 на 2 передачу; 18 - Согласующий клапан блокировки; 19 - Клапан ограничителя 3 передачи; 20 - Клапан ограничителя 4 передачи; 21 - Клапан переключения с 3 на 2 передачу; 22 - "Ручной" клапан; 23 - Клапан фиксатора
Рис. 6-7. Поперечное сечение коробки передач. 1 - гидротрансформатор; 2 - главный вал; 3 - приводной вал насоса жидкости коробки передач; 4 - приводная шестерня спидометра; 5 - клапан регулятора; 6 - ведущая шестерня вала привода главной передачи; 7 - планетарная передача; 8 - тормоз первой передачи и передачи заднего хода; 9 - центральный вал; 10 - соединительный корпус; 11 - многодисковое сцепление включения передач переднего хода; 12 - ленточный тормоз; 13 - многодисковое сцепление включения передачи заднего хода; 14 - насос коробки передач; 15 - статор; 16 - турбинное колесо; 17 - колесо насоса; 18 - гидротрансформатор; 19 - дифференциал и главная передача; 20 - дифференциал и главная передача; 21 - ведущая шестерня главной передачи; 22 - ведомая шестерня вала привода главной передачи; 23 - блок управляющих клапанов