После подсоединения дополнительных кабелей убедитесь в их плотной установке.
Никогда не добавляйте дистиллированную воду через отверстие для проверки плотности электролита.
Способы предотвращения чрезмерного разряда батареи
Поверхность батареи (особенно верхняя) должна всегда быть сухой и чистой. Если верхняя поверхность батареи сырая от электролита или воды, то утечка тока приведет к разряду батареи. Всегда содержите батарею в чистом и сухом состоянии.
Если автомобиль не предполагается эксплуатировать длительное время — отсоедините провод от отрицательной клеммы (если автомобиль имеет специально предназначенный выключатель для длительного хранения батареи — выключите его).
Проверьте степень заряженности батареи. Периодически проверяйте плотность электролита.
Проверка уровня электролита
Не допускайте попадания жидкости из батареи на кожу, глаза, ткани или окрашенные поверхности. После прикосновения руками к батарее не касайтесь глаз и не трите их до тех пор, пока тщательно не вымоете руки. Если кислота все же попала в глаза, на кожу или одежду — немедленно промойте водой в течение 15 минут и обратитесь за медицинской помощью.
Обычно не требуется добавлять в батарею воду. Однако, если батарея эксплуатируется в суровых условиях, добавление воды может потребоваться.
Разница между максимальным и минимальным значениями уровня электролита в разных ячейках не должна превышать 10 мм.
С помощью подходящего инструмента снимите пробку с ячейки батареи.
Добавьте дистиллированную воду до отметки "МАХ" (рис. 10-2).
Рис. 10-2.
Проверка емкости батареи (нагрузочный тест)
Если нижеописанная проверка даст удовлетворительный результат — батарея находится в хорошем состоянии и в дальнейшей проверке не нуждается.
Подключите батарею к нагрузочному тестеру (рис. 10-3) и установите ток разрядки, значение которого в амперах примерно в 3 раза превышает значение паспортной емкости батареи в ампер-часах. Например, если емкость составляет 60 А-ч, то следует установить ток, равный 180 А. После 15 секунд проверьте значение напряжения. У исправной батареи напряжение не должно опуститься ниже 9.6 В.
Рис. 10-3.
Сульфатация
Когда в течение длительного времени батарея хранится без обслуживания, а плотность электролита становится меньше 1.100 — происходит полная разрядка батареи, выражающаяся в сульфатации пластин ячеек. По сравнению с батареей, которая разрядилась "естественным путем", характеристика тока зарядки сульфатированной батареи имеет существенное отличие, несмотря на то, что напряжение на ее клеммах в начале зарядки оказывается выше (рис. 10-4).
Рис. 10-4.
Если емкость батареи не соответствует паспортной — наличие сульфатации батареи может быть проверено методом трехминутной зарядки. Подсоедините к батарее зарядное устройство, установите ток зарядки 40 А и через 3 минуты проверьте напряжение. Если оно превысило 16.5 В — батарея подлежит замене.
Проверка плотности электролита
Перед проверкой плотности электролита необходимо дать батарее «успокоиться» — плотность электролита должна выровняться но всей батарее, для чего будет заведомо достаточно 2 часов.
Рис. 10-5.
1. Снимите "на глаз" показания ареометра и термометра (рис. 10-6).
Рис. 10-6.
Если уровень электролита слишком мал — наклоните корпус батареи, чтобы облегчить проведение измерений (рис. 10-7).
Рис. 10-7.
2. Приведите полученное значение плотности электролита к температуре 20°С. Для этого воспользуйтесь диаграммой на рис. 10-5 или формулой
S20 = ST + 0.007 (Т - 20)
Рассмотрим примеры:
1) Плотность при температуре 35°С составила 1.230. Точка пересечения пунктирных линий дает значение плотности электролита, приведенной к 20°С: 1.240;
2) Плотность при температуре 0°C составила 1.210 — значение приведенной плотности электролита равно 1.196.
Зарядка батареи
Если нагрузочный тест не дал удовлетворительный результат — необходимо зарядить батарею.
В зависимости от значения плотности электролита применяют три способа зарядки батареи: быстрый — если плотность выше 1.220, стандартный — если плотность находится в пределах от 1.100 до 1.220, и медленный — если плотность упала ниже 1.100.
Ток при быстрой зарядке примерно равен трети от значения паспортной емкости батареи. Время зарядки при плотности выше 1.220 равно 45 минутам. Данный метод в экстренных случаях можно использовать и при меньшей плотности (но не менее 1.100!). Время зарядки при этом составляет от 1 до 2.5 часа в зависимости от плотности электролита. Температура батареи никогда не должна превышать 60°С — в противном случае прекратите зарядку. После зарядки необходимо вновь выполнить нагрузочный тест, и в случае неудачи батарея подлежит замене.
Стандартный способ заключается в зарядке батареи током, равным от 1/20 до 1/10 значения паспортной емкости (в зависимости от плотности электролита, которая должна находиться в пределах от 1.100 до 1.220) в течение 8 часов. Если после зарядки плотность составит менее 1.240 — потребуется дополнительная подзарядка, время которой зависит от плотности электролита: от 1.200 до 1.240 — 1.5 часа, от 1.150 до 1.200 — 2.5 часа, ниже 1.150 — 3.5 часа. Во время дополнительной подзарядки необходимо поддерживать первоначальное значение тока. В любом случае прекратите зарядку, если температура батареи возрастет до 60°С. По окончании зарядки необходимо выполнить нагрузочный тест, и в случае неудачи батарею придется заменить.
При плотности электролита ниже 1.100 требуется «медленная» зарядка батареи. Первоначальный ток должен составлять примерно 1/10 от паспортной емкости батареи. Через 30 минут проверьте напряжение. Если напряжение будет выше 15 вольт или ниже 12 вольт — батарея подлежит замене. Если напряжение находится между 12 и 15 вольт — заряжайте батарею в течение 12 часов, после чего проверьте плотность электролита. Если она не превысит 1.240 — необходимо провести дополнительную подзарядку, поддерживая значение первоначального тока. Время подзарядки зависит от плотности электролита: от 1.200 до 1.240 — 2 часа, от 1.150 до 1.200 — 4 часа, ниже 1.150 — 5 часов. По окончании выполните нагрузочный тест; в случае неудачи батарея подлежит замене. В любом случае зарядку требуется прекратить, если температура батареи возрастет до 60°С.