Общая информация
Транзисторная система зажигания Hitachi состоит из катушки зажигания, крышки распределителя, ротора, транзисторного модуля зажигания и бесконтактного распределителя. Распределитель имеет релюктор, установленный на валу распределителя, и импульсный генератор, а также стандартные вакуумный и центробежный регуляторы опережения зажигания. Модуль зажигания ранее устанавливался на приборном щитке в пассажирском «отсеке. Технологические достижения позволили выполнять модуль зажигания на одной небольшой микросхеме, встроенной в импульсный генератор внутри распределителя. В такой системе используются два набора свеч зажигания и, соответственно, две катушки зажигания (рис. 10-66).
Рис. 10-66. Транзисторная система зажигания Hitachi.
Когда зубец релюктора выравнивается со статором (с импульсным генератором), в электронный блок управления поступает сигнал, который заставляет блок управления прервать протекание тока в первичном контуре катушки зажигания. Исчезновение магнитного поля в первичной обмотке катушки наводит во вторичной обмотке катушки очень высокое напряжение, которое через провод катушки передается на крышку распределителя и ротор, и далее через провод свечи зажигания на свечу зажигания.
Перед любым обслуживанием или ремонтом компонентов системы зажигания обязательно проверьте, выключено ли зажигание. При работающем двигателе, а также во время проворачивания коленвала двигателя стартером не касайтесь компонентов вторичного контура зажигания, а при проверке свеч зажигания пользуйтесь изолированными плоскогубцами.
Проверка вторичного контура
Перед проверкой системы зажигания убедитесь в том, что напряжение аккумуляторной батареи не ниже 9.5 вольт при проворачивании коленвала двигателя стартером. Если это не так, то сначала проверьте батарею, заряд и систему запуска.
Чтобы проверить вторичный контур, снимите провод катушки зажигания с крышки распределителя и поместите его на расстоянии примерно полсантиметра от "массы", пользуясь толстыми резиновыми перчатками и изолированными плоскогубцами. Проворачивая коленвал стартером, наблюдайте за появлением искры на конце провода. Если искра не появляется, то проверьте первичный контур зажигания на наличие ослабления в соединениях и коррозии. Проверьте воздушный между релюктором и импульсным генератором и отрегулируйте его, если он не соответствует содержимому спецификационной таблички.
Если искра появляется, то установите провод катушки зажигания обратно и снимите провод со свечи зажигания. Снова удерживая провод с помощью толстых резиновых перчаток и изолированных плоскогубцев на расстоянии примерно полсантиметра от "массы", проворачивайте коленвал стартером и наблюдайте за появлением искры на конце провода. Если искра появляется, то проверьте свечу зажигания, подачу топлива и механическую часть двигателя. Если искры нет, то проверьте ротор, крышку распределителя и сопротивление провода свечи зажигания. Сопротивление проводов не должно превышать 30000 Ом. Если оно окажется выше, то необходимо заменить провода зажигания и повторить проверку.
Регулировка воздушного зазора
Осмотрите воздушный зазор релюктора и убедитесь, что статор и релюктор выровнены по центру. Если статор не отцентрирован, то ослабьте винты крепления статора и измените положение статора таким образом, чтобы воздушный зазор стал равным 0.3-0.5 мм (рис. 10-67). Затем затяните винты статора и повторите проверку.
Рис. 10-67.
Проверка первичного контура
Тесты 1-4; См. рис. 10-68.
Рис. 10-68.
1. Проверьте напряжение между выводом "В" катушки зажигания и "массой". Напряжение должно быть больше И вольт. Если это не так, то проверьте электропроводку и разъемы между замком зажигания и модулем зажигания на наличие ослабления и коррозии.
2. Не отсоединяя вольтметр, проверьте напряжение при проворачивании коленвала двигателя стартером. Снимите провод катушки с крышки распределителя и заземлите его, чтобы исключить запуск двигателя.
Провод должен быть надежно заземлен, иначе микросхема может быть повреждена.
Вольтметр должен показывать больше 9 вольт. Если это не так, то проверьте электропроводку между замком зажигания и модулем зажигания на наличие ослабления и коррозии соединений, а также проверьте стартер.
3. Измерьте падение напряжения между корпусом распределителя и "массой", проворачивая коленвал двигателя стартером при заземленном проводе катушки. Если падение напряжения превышает полвольта, то проверьте заземление распределителя и электропроводку между "массой" шасси и аккумуляторной батареей, а также выводы батареи на наличие коррозии и ослабления соединений.
4. Измерьте напряжение между выводами "Е" и "I" модуля зажигания и "массой" при включенном зажигании. Напряжение должно быть выше И вольт. Если это не так, то проверьте сопротивление первичной обмотки катушки зажигания, а также электропроводку и разъемы между замком зажигания и модулем зажигания на наличие коррозии и ослабления соединений.
Проверка импульсного генератора
С помощью омметра проверьте сопротивление между вывода ми 5 и 6. Сопротивление должно равняться 400 Ом. В противном случае замените импульсный генератор. Чтобы проверить напряжение на выходе импульсного генератора, подсоедините вольтметр и установите диапазон измерений минимальных значений переменных напряжений. При проворачивании коленвала двигателя стартером стрелка вольтметра должна периодически отклоняться. Если этого не происходит, то проверьте релюктор, электропроводку и разъемы.
Проверка катушки зажигания
Подсоедините омметр (шкала R х 1) между положительным и отрицательным выводами катушки зажигания. Сопротивление должно находиться в пределах 0.84 1.02 Ом. В противном случае замените катушку зажигания и повторите проверку.