Назначение стартера заключается в преобразовании электрической энергии, накопленной в аккумуляторной батарее, в механическую энергию вращения коленвала. Преобразование осуществляется путем зацепления приводной шестерни стартера с зубчатым венцом маховика. У моделей с АКП в цепи стартера находится выключатель блокировки запуска (либо напрямую, либо через реле), который гарантирует подачу питания только при положениях коробки передач "Neutral" или "Park".
Как только двигатель запустится, необходимо сразу отпустить ключ зажигания, который вернется в положение.
Стартер
Принципиальная схема включения стартера приводится на рисунке 10-8 (показан стартер с редуктором; для стартера с прямым приводом — аналогично). На конце стержня магнитного выключателя (тягового реле) находится проводящий диск, который включает цепь электродвигателя стартера после того, как стержень под действием электромагнитного поля введет приводную шестерню стартера в зацепление с маховиком. Муфта свободного хода ограничивает обороты электродвигателя стартера после запуска двигателя. Своевременно отпуская ключ зажигания, вы увеличиваете ресурс работы муфты.
Рис. 10-8.
Если двигатель не запускается в течение 10 секунд — стартер необходимо выключить; повторное включение производите не ранее, чем через минуту. Не соблюдение этого правила приводит к преждевременному износу стартера из-за чрезмерного нагрева обмоток стартера, коллектора и щеток.
На диаграмме (см. следующую страницу) приведена процедура выявления неисправности в системе запуска, а на рисунках с 10-9 по 10-12 — примеры конструкций стартеров производства Hitachi и Mitsubishi с редуктором и с прямым приводом.
Рис. 10-9. 1 - Картер редуктора; 2 - Шестерня; 3 - Рычаг включения; 4 - Регулировочный диск; 5 - Тяговое реле; 6 - Вал шестерни; А - Внутренняя шестерня; 7 - Планетарная шестерня; 8 - Статор; 9 - Якорь; 10 - Плюсовая щетка; 11 - Пружина щетки; 12 - Минусовая щетка; 13 - Держатель щеток; 14 - Задняя крышка
Рис. 10-10. 1 - Ограничитель; 2 - Шестерня; 3 - Картер редуктора; 4 - Вал шестерни; 5 - Рычаг включения; 6 - Пружина; 7 - Держатель; 8 - Шестерня редуктора; 9 - Шайба; 10 - Центральный кронштейн; 11 - Тяговое реле; 12 - Якорь; 13 - Статор; 14 - Плюсовая щетка; 15 - Пружина щетки; 16 - Минусовая щетка; 17 - Держатель щеток; 18 - Задняя крышка
Рис. 10-11. 1 - Картер передаточного механизма; 2 - Зажим ограничителя; 3 - Ограничитель шестерни; 4 - Пылезащита; 5 - Шестерня; 6 - Рычаг включения; 7 - Пружина; 8 - Пылезащитная пластина (регулировочный диск); 9 - Тяговое реле; 10 - Якорь; 11 - Полевая обмотка; 12 - Статор; 13 - Плюсовая щетка; 14 - Минусовая щетка; 15 - Держатель щеток; 16 - Пружина щетки; 17 - Задняя крышка; 18 - Упорная шайба; 19 - Е-образное кольцо; 20 - Пылезащита
Рис. 10-12. 1 - Картер передаточного механизма; 2 - Зажим ограничителя; 3 - Ограничитель шестерни; 4 - Шестерня; 5 - Рычаг включения; 6 - Держатель; 7 - Якорь; 8 - Регулировочный диск; 9 - Тяговое реле; 10 - Статор; 11 - Плюсовая щетка; 12 - Пружина щетки; 13 - Минусовая щетка; 14 - Задняя крышка
Проверка тягового реле
Перед проведением проверки отсоедините от батареи отрицательный провод.
Отсоедините от стартера клемму "М".
1. Проверьте проводимость между выводом "S" и корпусом выключателя с помощью омметра (рис. 10-13 и 10-14). При отсутствии проводимости замените выключатель.
Рис. 10-13. | Рис. 10-14. |
2. Проверьте проводимость между выводами "S" и "М" выключателя с помощью омметра (рис. 10-15 и 10-16). При отсутствии проводимости замените выключатель.
Рис. 10-15. | Рис. 10-16. |
Проверка шестерни
1. Проверьте состояние зубьев шестерни (рис. 10-17 и 10-18) и замените шестерню, если обнаружите значительный износ (проверьте также и зубья венца маховика).
Рис. 10-17. | Рис. 10-18. |
2. Убедитесь, что шестерня плавно вращается в одном направлении и не вращается в противоположном. Если это не так — замените шестерню.
3. Проверьте состояние зубьев редуктора и замените редуктор, если обнаружите значительный износ (проверьте также зубья шестерни вала якоря).
Проверка щеток
Установите степень износа щеток. ЕСЛИ длина щеток меньше минимально допустимой — замените щетки (рис. 10-19).
Рис. 10-19.
Проверка держателя щеток
1. Проверьте изоляцию между держателем щеток (сторона "+") и его основанием (сторона "—") с помощью омметра (рис. 10-20). Если есть проводимость — замените держатель.
Рис. 10-20.
2. Убедитесь, что щетки перемещаются без заеданий. Если держатель щеток искривлен — замените его. Очистите поверхность скольжения держателя.
Проверка обмотки возбуждения
1. Проверьте проводимость между положительным выводом обмотки возбуждения и положительными щетками (рис. 10-21). Если проводимости нет — замените обмотку возбуждения.
Рис. 10-21.
2. Проверьте изоляцию между положительным выводом обмотки возбуждения и корпусом (рис. 10-22). Если есть проводимость — замените обмотку возбуждения.
Рис. 10-22.
Проверка статора (S114-А01А)
Проверьте магнит на наличие трещин (рис. 10-23). При их наличии замените неисправные компоненты как одно целое.
Рис. 10-23.
Проверка якоря
1. Проверьте проводимость между сегментами (друг за другом) (рис. 10-24). Если проводимости нет — замените якорь.
Рис. 10-24.
2. Проверьте изоляцию между каждым коммутатором и валом (рис. 10-25). Если есть проводимость— замените якорь.
Рис. 10-25.
3. Проверьте состояние коммутирующих поверхностей. При необходимости слегка зачистите наждачной бумагой №500-600 (рис. 10-26).
Рис. 10-26.
4. Измерьте диаметр коммутатора (рис. 10-27) и замените якорь, если значение меньше требуемого.
Рис. 10-27.
5. Проверьте глубину до изоляторов между коммутаторами и форму изоляторов (рис. 10-28). Если глубина меньше 0.2 мм — доведите ее до 0.5-0.8 мм.
Рис. 10-28.
Сборка стартера
При сборке нанесите высокотемпературную смазку на подшипник, шестерни и трущиеся поверхности.
Для стартера М2Т61871А:
С помощью щупа проверьте упорный зазор вала шестерни, вытащив вал в осевом направлении отверткой (рис. 10-29). Максимальное значение — 0.5 мм. Если зазор превышает указанное значение — отрегулируйте его с помощью упорной шайбы (рис. 10-30).
Рис. 10-29. | Рис. 10-30. |
Измерьте движение "X" по высоте шестерни между двумя ее положениями — когда шестерня втягивается при срабатывании тягового реле и когда шестерня вытягивается рукой до касания ограничителя (рис. 10-31).
Рис. 10-31.
Сверьтесь со спецификациями.
При необходимости отрегулируйте значение "X" с помощью регулировочной пластины (рис. 10-32).
Рис. 10-32.
Для других стартеров:
Когда шестерня выведется тяговым реле, нажмите на нее назад, убирая слабину, и измерьте зазор "X" между передним краем шестерни и ограничителем хода шестерни (рис. 10-33). Сверьтесь со спецификациями на Ваш автомобиль.
Рис. 10-33.
При необходимости отрегулируйте значение "X" с помощью регулировочной пластины (рис. 10-34).
Рис. 10-34.