Рис. 10-58. Электронная система зажигания Hitachi.
В этой системе, впервые не пользованной в 1979 году на автомобилях Honda Accord и Prelude, имеется внешний модуль (игнитер, или воспламенитель), установленный на теплоизоляционной перегородке. Распределитель содержит статор, релюктор (магнитное сопротивление) и импульсный генератор, которые заменили механические контакты, использовавшиеся ранее. На более поздних моделях размеры релюктора были уменьшены настолько, что позволило размещать его внутри распределителя. Также изменилась и форма статора, но работа системы изменений не претерпела.
Когда зубец релюктора выравнивается со статором, импульсный генератор вырабатывает сигнал, который посылается в игнитер. Получив этот сигнал, игнитер разрывает первичный контур катушки зажигания. При исчезновении магнитного поля в первичном контуре катушки зажигания во вторичном контуре наводится импульс высокого напряжения, который поступает в крышку распределителя и ротор и далее через провода зажигания на свечи зажигания.
При проверке системы необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
- Никогда не изменяйте полярность аккумуляторной батареи
- Не позволяйте проводам импульсного генератора касаться проводов зажигания вторичного контура при работающем двигателе
- Не пользуйтесь оборудованием, приводящим к появлению в системе нежелательных импульсов
- При использовании тахометра импульсного типа подсоединяйте его к отрицательной клемме катушки зажигания
- Убеждайтесь в надежном подсоединении всех проводов.
Регулировка воздушного зазора
Перед проведением любой проверки системы проверяйте воздушный зазор между статором и релюктором. (рис. 10-59). Воздушные зазоры должны быть одинаковыми. В противном случае ослабьте винты крепления статора и установите статор таким образом, чтобы зазоры стали одинаковыми. По окончании регулировок затяните все винты крепления статора и еще раз проверьте величину воздушных зазоров.
Рис. 10-59.
Проверка вторичного контура
Снимите провод катушки зажигания с крышки распределителя и поместите его на расстоянии примерно полсантиметра от "массы". Проворачивая коленвал стартером, наблюдайте за появлением искры на конце провода.
Напряжение, генерируемое системой, настолько высокое, что необходимо надеть толстые резиновые перчатки, а провод держать изолированными плоскогубцами.
Если искра не появляется, то проверьте первичный контур зажигания.
Если искра появляется, то установите провод катушки зажигания обратно и снимите провод со свечи зажигания. Удерживая провод на расстоянии примерно полсантиметра от "массы", проворачивайте коленвал стартером и наблюдайте за появлением искры на конце провода. Если искра появляется, то проверьте свечу зажигания, подачу топлива и механическую часть двигателя.'Если искры нет, то проверьте ротор, крышку распределителя и провода свеч зажигания.
Проверка первичного контура
1. При включенном зажигании проверьте напряжение между положительным выводом катушки зажигания и "массой". Напряжение должно быть больше 11 вольт. Если это не так, то проверьте электропроводку между замком зажигания и катушкой зажигания, а затем проверьте на проводимость сам замок зажигания.
2. При включенном зажигании проверьте напряжение между отрицательной клеммой катушки зажигания и "массой". Напряжение снова должно быть больше 11 вольт. Если это не так, то проверьте электропроводку между катушкой зажигания и игиитером, затем проверьте сопротивление катушки зажигания.
3.. Сняв провод катушки зажигания с крышки распределителя, заземлите его и измерьте падение напряжения между отрицательной и положительной клеммами катушки зажигания, проворачивая двигатель стартером. Напряжение должно находиться в пределах от 1 до 3 вольт. Если это не так, то проверьте сопротивление катушки зажигания.
4. Если падение напряжения на катушке зажигания не соответствует указанному, то отсоедините игнитер и измерьте напряжение между синим проводом и "массой" при включенном зажигании. Проверьте напряжение между черным/желтым проводом и "массой". Если напряжение не превышает 11 вольт, то проверьте электропроводку между катушкой зажигания и игнитером.
5. На системах 1979 года проверьте омметром проводимость красного и синего проводов между игнитером и импульсным генератором. Если проводимость есть, то проверьте сопротивление импульсного генератора. Если оно окажется неправильным, то замените игнитер и повторно выполните проверку вторичного контура.
6. На системах 1980 года и более поздних необходимо отсоединить проводку от игнитера и проверить проводимость игнитера. Если проверка не даст положительный результат, то необходимо заменить игнитер и повторно выполнить проверку вторичного контура.
7. Если все проверки прошли успешно, но искрообразования на проводе катушки зажигания по-прежнему нет, то замените игнитер и повторите проверку.
Проверка катушки зажигания
Для моделей Honda
1. Выключив зажигание, омметром измерьте сопротивление между положительной и отрицательной клеммами катушки зажигания. Оно должно равняться 1.06-1.24 Ом (при температуре 20°С).
2. Не включая зажигание, подсоедините зонды омметра к выводу вторичной обмотки и к положительному выводу первичной обмотки. Измеренное сопротивление должно равняться 7400-11000 Ом (при температуре 20°C).
3. Если измеренные сопротивления отличаются от указанных выше, то снимите и замените катушку зажигания.
Проверка сопротивления импульсного генератора
Для моделей 1979 года
Выключив зажигание, подсоедините омметр между красным и синим проводами разъема импульсного генератора. Сопротивление должно находиться в пределах от 600 до 800 Ом. В противном случае необходимо заменить генератор в сборе и повторить проверку.
Рис. 10-60.
Проверка проводимости игнитера
Для моделей 1980 года и позднее
Отсоединив провода от разъема игнитера, с помощью омметра (шкала R х 100) проверьте проводимость игнитера. Проводимость должна быть при подключении положительного зонда омметра к синему проводу, а отрицательного — к черному/желтому (рис. 10-61).
Рис. 10-61.
Если поменять полярность подключения омметра, то проводимости быть не должно. Если результат проверки отрицательный, то игнитер необходимо заменить.
Положительный результат проверки не означает исправность игнитера, поскольку проверка на проводимость затрагивает лишь часть игнитера.
Если при выполнении проверки вторичного контура искрообразования на проводе катушки зажигания не происходит, то необходимо заменить игнитер и повторить проверку.
Рис. 10-62.
Модуль игнитера — снятие установка
Для моделей Honda 1980 года и позднее
1. Отсоедините отрицательный провод от аккумуляторной батареи и снимите два винта крепления игнитера.
2. Снимите крышку игнитера и вытащите игнитер (рис. 10-63).
Рис. 10-63.
3. Снимите релюктор (будет описано далее), снимите два винта фиксации модуля игнитера, затем снимите модуль с вала ротора.
4. Установка выполняется в обратном порядке. Перед установкой игнитера упакуйте силиконовой смазкой корпус соединителя.
Распределитель
Рис. 10-64. Распределитель зажигания.
Проверка
1. Проверьте равенство воздушных зазоров друг другу. При необходимости измените положение статора, выкрутив винты.
2. Осмотрите клеммы ротора и крышки и при необходимости очистите их от сажи.
3. При наличии коррозии очистите клемму ротора наждачной бумагой (№600), перед установкой ротора в распределитель на наконечник ротора нанесите тонкий слой силиконовой смазки.
Снятие
1. Отсоедините отрицательный провод от аккумуляторной батареи, снимите и пометьте провода свеч зажигания, чтобы облегчить последующую сборку. Отсоедините вакуумный шланг от диафрагмы вакуумного регулятора опережения зажигания.
2. Отсоедините от катушки зажигания центральный провод и провода первичной обмотки. На моделях с впрыском топлива отсоедините четырехконтактный разъем от датчика угла поворота коленвала двигателя, находящегося на распределителе.
3. Снимите удерживающие болты распределителя (и гайки на моделях с впрыском), затем снимите распределитель с головки блока цилиндров (рис. 10-65).
Рис. 10-65.
Установка
1. Установите в днище корпуса распределителя новое уплотнительное кольцо и поместите распределитель на место.
2. Установите удерживающие болты распределителя (и гайки на моделях с впрыском), затяните их усилием рук.
3. Подсоедините вакуумный шланг к диафрагме вакуумного регулятора опережения зажигания, на моделях с впрыском топлива подсоедините четырехконтактный разъем к датчику угла поворота коленвала двигателя.
4. Подсоедините провода первичной обмотки катушки зажигания и центральный провод к катушке зажигания, затем установите провода свеч зажигания.
5. Запустите двигатель и дайте ему прогреться до нормальной рабочей температуры. С помощью стробоскопа установите необходимое опережение зажигания. Затяните все удерживающие болты и гайки.
Релюктор — снятие и установка
1. Снимите крышку распределителя и ротор.
2. С помощью двух небольших монтировок извлеките релюктор из корпуса распределителя. Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить релюктор или статор.
3. Устанавливая релюктор, следите за тем, чтобы заводская метка (цифровой или буквенный код) была обращена вверх. Расположите релюктор на валу распределителя и установите штифт таким образом, чтобы его прорезь была обращена в сторону от вала.
Вакуумный регулятор опережения зажигания — снятие и установка
1. Снимите крышку распределителя и ротор, затем отсоедините шланги от диафрагмы регулятора.
2. Снимите винты крепления регулятора, отсоедините плечо регулятора и снимите регулятор с распределителя.
3. Установка выполняется в обратном порядке.
Вал распределителя
Снятие
1. Отсоедините отрицательный провод от аккумуляторной батареи и снимите распределитель.
. 2. Извлеките с вала распределителя фиксатор штифта.
3. Вытащив цилиндрический штифт, снимите с вала соединительную муфту вала.
4. Разделите корпуса датчика и распределителя, сняв три винта (только для моделей с впрыском).
5. Нанесите на вал и ротор выравнивающую метку и извлеките цилиндрический штифт ротора датчика (только для моделей с впрыском).
6. С помощью отвертки или другого подходящего инструмента снимите ротор датчика с корпуса распределителя (только для моделей с впрыском).
7. Снимите вал с корпуса распределителя и при необходимости замените компоненты.
Установка
1. Установка выполняется в порядке, обратном порядку снятия.
2. На моделях с впрыском топлива установите ротор датчика на вал и выровняйте его с меткой, сделанной в процессе разборки. Установите новый штифт и соберите корпусы распределителя и датчика.
3. Установите ротор и поверните его так, чтобы задняя часть ротора была обращена к метке цилиндра №1 на крышке распределителя.
4. Установите на вал упорную шайб}' и соединительную муфту, следя за тем, чтобы ротор по-прежнему был направлен к метке первого цилиндра.
5. Выровняйте индексную метку на корпусе с индексной меткой на соединительной муфте, установите новый штифт и закрепите его с помощью фиксатора.
Моменты зажигания
1. Подсоедините к двигателю стробоскоп и снимите резиновую крышку с инспекционного окошка блока цилиндров.
2. Запустите двигатель и дайте ему прогреться до нормальной рабочей температуры (до тех пор, пока не включится вентилятор системы охлаждения). Оставив двигатель работать на холостом ходу, направьте стробоскоп на метки на маховике или на приводном диске.
3. Сверьтесь со спецификациями на подкапотной табличке и при необходимости отрегулируйте моменты зажигания.
Проверка сопротивления катушки зажигания
Чтобы измерить сопротивление первичного контура катушки, выключите зажигание и подсоедините омметр (шкала R х 1) между положительной и отрицательной клеммами катушки. Если сопротивление не соответствует спецификациям, то замените катушку зажигания.
Чтобы измерить сопротивление вторичного контура катушки, подсоедините омметр (шкала R х 1000) между наконечником катушки и положительной клеммой катушки. Если сопротивление не соответствует спецификациям, то замените катушку зажигания.