Заметная потеря мощности двигателя, чрезмерный расход масла или увеличенный расход топлива в течение значительного периода времени указывают на внутренний износ двигателя. Изношенные поршневые кольца, поцарапанные или изношенные стенки цилиндров, утечки по прокладке головки блока цилиндров, застревающие или выгоревшие клапаны, изношенные седла клапанов — все это может быть причиной. Помочь определить место возникновения проблемы может измерение компрессии в каждом цилиндре.
Батарея во время измерения должна быть полностью заряженной.
Хорошо прогрейте двигатель, после чего выключите зажигание.
Отсоедините разъем электромагнитного клапана отсечки топлива, если такой клапан есть, выверните свечи зажигания.
На двигателях с впрыском необходимо сбросить давление топлива.
На дизельных двигателях необходимо дополнительно отсоединить топливопровод высокого давления со стороны форсунок и ослабить его со стороны топливного насоса высокого давления, используя два ключа, как показано на рисунках 3-27 и 3-28.
Рис. 3-27. | Рис. 3-28. |
Отсоедините трубку сброса топлива, снимите все форсунки (рис. 3-29 и 3-30), используя специнструмент или другой подходящий инструмент, и установите на головку блока цилиндров (в отверстие под форсунку) адаптер компрессометра и сам компрессометр (рис. 3-31).
Рис. 3-29. | Рис. 3-30. |
Рис. 3-31.
Отсоедините центральный ка бель распределителя зажигания. (Рекомендуемые фирмами способы отключения зажигания могут отличаться друг от друга.)
Установите компрессометр на цилиндр №1 (рис. 3-32).
Рис. 3-32.
Нажмите на педаль акселератора до положения, соответствующего полному открытию дроссельной заслонки.
Проворачивая двигатель стартером (не менее семи тактов сжатия), запишите максимальное показание компрессометра.
Малая компрессия при первом такте, которая не возрастает при последующих тактах, указывает на неплотность клапанов или прогар прокладки головки (возможны также и трещины в головке).
Повторите измерения' для остальных цилиндров. (Проверку производите по возможности быстрее с целью предотвращения разряда аккумуляторной батареи.)
Если компрессия в одном или нескольких цилиндрах низкая — залейте в цилиндр через отверстия под свечи или форсунки небольшое количество (3 мл) моторного масла и повторите проверку.
Если давление увеличилось, то это может означать износ или повреждение поршневых колец. В этом случае, проверив поршень, замените кольца.
Если компрессия остается низкой - может иметь место заедание клапана или плохое состояние контактной поверхности клапана или седла. Проверьте и восстановите клапан и седло. Если износ значителен — замените клапан или седло.
Если же компрессия в двух соседних цилиндрах остается неизменной и низкой даже после добавления масла имеет место утечка через поверхность прокладки головки цилиндров. В этом случае замените прокладку.
С годами по мере эксплуатации двигателя компрессия, естественно, снижается, и гораздо более важным показателем является не сама компрессия, а ее разброс между разными цилиндрами. В общем случае, можно начинать беспокоиться, если этот разброс достиг 10% (хотя для многих двигателей фирмы указывают и 20%).