Больший зазор является меньшим злом, но при больших зазорах появляются металлические стуки на холостых оборотах, происходит повышенный износ торцов стержней клапанов, неполное открытие клапанов и уменьшение степени наполняемости цилиндров, приводящее к снижению мощности двигателя.
Зазор клапанов рекомендуется проверять на прогретом двигателе. В некоторых случаях в данных для проверки и регулировки указываются зазоры для холодного двигателя, но делается это только в целях оценки, и в дальнейшем требуется перепроверка на прогретом двигателе.
Для того чтобы проверить зазоры клапанов, необходимо вывернуть все свечи зажигания и установить в определенное положение коленвал двигателя.
Так, для проверки зазоров в первом цилиндре поршень в этом цилиндре устанавливается в положение верхней мертвой точки (ВМТ) на такте сжатия. После про верки зазоров коленвал проворачивается до установки в ВМТ поршня в следующем, в соответствии с порядком зажигания, цилиндре.
То есть, если двигатель 4цилиндровый и порядок зажигания 1-3-4-2, то выполняется поворот коленвала на 180° и проверяются за зоры клапанов в третьем цилиндре. Если двигатель 6-цилиндровый, а порядок зажигания 1-5-3-6 2-4, то выполняется поворот коленвала на 120° и проверяются зазоры клапанов в пятом цилиндре.
Выберите способ проворачивания коленчатого вала - или гаечным ключом за гайку крепления шкива коленчатого вала, или проворачиванием колеса автомобиля на 4-ой или 5-ой передаче (для этого требуется поддомкратить колесо).
С целью уменьшения количества изменений положения коленвала фирмы указывают более конкретные последовательности проверки зазоров. Обычно рекомендуется начинать проверку с установки в ВМТ поршня в первом цилиндре. Это сделать проще всего, так как имеются соответствующие установочные метки на шкиве коленвала (рис. 3-13).
Рис. 3-13.
Рассмотрим последовательность проверки на примере двигателя Nissan ТВ42Е (порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4).
В атом двигателе применяются коромысла. После установки поршня в цилиндре №1 в ВМТ такта сжатия с помощью щупа регулируются зазоры между коромыслами и стержнями клапанов, обозначенных на рисунке 3-14 цифрами 1, 2, 3, б, 7 и 10. Затем устанавливается в ВМТ такта сжатия поршень в цилиндре №6 и регулируются зазоры у клапанов 4, 5, 8, 9, 11 и 12. При измерении зазора щуп должен входить с небольшим натягом.
Рис. 3-14.
В двигателях, где применяются чашечные толкатели, с помощью щупа измеряется зазор между толкателем и распредвалом (рис. 3-15).
Рис. 3-15.
Регулировка зазоров для двигателей с чашечными толкателями выполняется путем подбора толщины регулировочных шайб.
Установите коленвал в такое положение, чтобы кулачок распредвала, соответствующий регулируемому клапану, смотрел вверх и захватите распредвал специнструментом (А), как показано на рисунке 3-16.
Рис. 3-16.
Вращайте специнструмент так, чтобы толкатель клапана уходил вниз (рис. 3-17).
Рис. 3-17.
Зафиксируйте толкатель специнструментом (В), поместив его между распредвалом и толкателем (рис. 3-18).
Рис. 3-18.
Снимите специнструмеит (Л) и с помощью намагниченной отвертки извлеките регулировочную шайбу (рис. 3-19).
Рис. 3-19.
С помощью микрометра определите толщину снятой шайбы (рис. 3-20).
Рис. 3-20.
Вычислите требуемую толщину новой шайбы, которая обеспечит соответствие зазоров спецификациям:
Т = С + И - З
где Т - требуемая толщина шайбы,
С толщина снятой шайбы,
И - измеренный зазор,
3 - требуемый зазор.
Обычно шайбы выпускаются нескольких десятков размеров с шагом 0.02 или 0.05 мм.
Подберите новую шайбу с толщиной, ближайшей к вычисленной. (Толщина шайбы выштамповывается на ней — рис. 3-21).
Рис. 3-21.
С помощью подходящего инструмента установите новую шайбу (рис. 3-22).
Поверхность шайбы, на которой проштампована се толщина, должна быть внизу.
Рис. 3-22.
Установите специнетрумент (А), как описано раньше, и уберите специнструмент (В), а затем специнструмент (А) (рис. 3-23). Еще раз проверьте зазоры.
Рис. 3-23.
Какие инструменты применить вместо указанных специнструментов — приходится решать отдельно в каждом конкретном случае. С помощью специнструментов процедура регулировки становится наименее трудоемкой.
В большом числе современных двигателей применяются гидравлические толкатели, которые не нуждаются в регулировке. Перед снятием и после установки гидротолкателей проверяйте зазор между толкателем и направляющей, измерив наружный диаметр толкателя и внутренний диаметр направляющей (рис. 3-24).
Рис. 3-24.
Гидротолкатели также проверяются на наличие воздушных утечек, для чего необходимо сильно нажать на плунжер. Если перемещение составит более 1 мм, то это будет означать проникновение воздуха в толкатель. В этом случае установите толкатель и попытайтесь стравить воздух, дав двигателю поработать 20 минут на оборотах порядка 2500 в минуту. Еще раз проверьте перемещение плунжера, и если оно не станет меньше 1 мм — замените толкатель.
После снятия или замены гидротолкателей запускайте двигатель не ранее, чем через 30 минут после установки распредвала.
Далее дополнительно приводится последовательность проверки и регулировки зазоров клапанов на двигателе Toyota 3A-C.
После прогрева двигателя за глушите его, снимите воздухоочиститель и крышку головки блока цилиндров. Проверните коленвал до тех пор, пока указатель на шкиве коленвала не выровняется с меткой 0 или Т на шкале. Это будет соответствовать установке в ВМТ.
Проворачивание коленвала (гаечным ключом за болт коленвала) будет выполнять значительно легче, если предварительно снять свечи зажигания.
Убедитесь в том, что коромысла цилиндра №1 ослаблены, а коромысла цилиндра №4 — сидят плотно. Если это не так, то дополнительно проверните коленвал на один полный оборот (360°).
С помощью щупа измерьте зазор между нижней частью коромысла и торцом стержня клапана. Проверяйте только первый набор клапанов (рис. 3-25). Зазор должен быть в пределах 0.2-0.3 мм. В противном случае требуется регулировка зазора.
Рис. 3-25.
Для этого необходимо ослабить стопорную гайку на коромысле, удерживая гайку ключом, и затем повернуть регулировочный винт.
После того, как требуемый зазор будет достигнут, затяните стопорную гайку, удерживая регулировочный винт от вращения с помощью отвертки. Снова проверьте зазор.
После того, как весь первый набор клапанов будет отрегулирован, проверните коленвал на один полный оборот и аналогичным образом проверьте зазоры для второго набора клапанов (рис. 3-26).
Рис. 3-26.
Установите крышку головки блока цилиндров, используя новую прокладку.
Установите остальные компоненты, снимавшиеся для обеспечения доступа к крышке.
Запустите двигатель и прослушайте его работу, отмечая наличие стуков, означающих слабину в коромыслах (увеличенный зазор).
Проверьте крышку головки блока цилиндров на наличие утечек масла.