Наиболее заметная часть системы управления эмиссией - каталитический нейтрализатор (катализатор). Его функция - соединение несожженных углеводородов и моноокиси углерода (НС и СО) с кислородом с целью получения углекислого газа. Он также связывает оксиды азота.
Катализатор функционирует в очень узком диапазоне концентрации воздушно-топливной смеси. Датчик кислорода в системе выпуска газов передает информацию о концентрации О2 в виде электрического напряжения бортовому компьютеру, который постоянно корректирует соотношение топлива и воздуха в воздушно-топливной смеси для обеспечения оптимального состава газовой смеси, подаваемой к катализатору. Следует заметить, что этот процесс производится как на карбюраторных двигателях, так и на двигателях с впрыском топлива. Кислородный датчик - основной элемент обратной связи с карбюратором или управляющим компьютером.
Катализатор - полностью пассивное устройство, в нем нет приводов или датчиков. Его присутствие не влияет на работу двигателя, пока катализатор не оплавится и тем самым не создаст высокого сопротивления выхлопным газам. Если есть подозрение на это, катализатор может быть извлечен и проверен. Простым взглядом внутрь можно оценить целостность сот в керамических блоках. Если часть их оплавилась и может вызывать сопротивление выхлопу газов, то это будет хорошо видно. На некоторых автомобилях катализатор крепится прямо на выпускном коллекторе, на некоторых дальше в системе выведения выхлопных газов, но всегда перед глушителем.
Единственное условие, соблюдение которого необходимо для нормальной работы катализатора - использование неэтилированного бензина. Катализатор не адаптирован к действию добавок в этилированном бензине и будет быстро терять свои свойства.