Система EGR разработана для управления эмиссией окислов азота посредством рециркуляции (возвращения) части выхлопных га зов во впускной коллектор через EGR-клапан, находящийся на впускном коллекторе.
На карбюраторных автомобилях клапан управляется подведенным к нему вакуумом, который обеспечивает соответствие действия клапана нагрузке на двигатель действием контролирующих клапанов.
Клапаны открываются и закрываются очень быстро. Поступающий поток воздуха через воздуховоды поддерживает оптимальное соотношение газовой смеси, поступающей в карбюратор, в зависимости от нагрузки на двигатель.
На автомобилях с впрыском топлива в памяти бортового компьютера содержится информация об идеальном положении EGR-клапана для разных режимов работы двигателя. Датчик степени открытия EGR клапана передает информацию бортовому компьютеру, а тот, в свою очередь, используя эту информацию и сигналы от других датчиков, определяет время подачи электроимпульса к управляющему электромагнитному клапану, который подаст вакуум к EGR-клапану.
Обе системы включают в себя средства ограничения функционирования EGR, когда двигатель не на грет. Так как температура сгорания воздушно-топливной смеси относительно низкая, то количество образующихся окислов азота значительно меньше. В этом случае EGR-система блокируется с целью улучшения характеристик работы холодного двигателя.