На ранних моделях двигателей для удаления этих продуктов применялась трубка, сообщавшаяся напрямую с атмосферой. Свежий воздух поступал через открытую крышку маслоналивной горловины или через сапун и смешивался с прорывными газами, впоследствии удалявшись в атмосферу под действием разрежения, возникавшего на конце трубки при движении автомобиля.
На всех современных автомобилях используется закрытая система принудительной вентиляции картера (рис. 3-87). Эта система возвращает несгоревшее топливо (т.е. просочившееся через поршневые кольца) во впускной коллектор для сгорания вместе с воздушнотопливной смесью.
Рис. 3-87.
Крышка маслоналивной горловины загерметизирована, воздух выводится из верхней части картера во впускной коллектор через специальный клапан PCV с отверстием изменяемого сечения.
Действие системы
Клапан PCV регулирует поступление воздуха в коллектор в зависимости от степени разрежения во впускном коллекторе. Когда дроссельная заслонка открывается достаточно широко, открывается клапан PCV, чтобы максимально увеличить поток, однако на холостом ходу, когда подсасывающее действие коллектора максимально, клапан PCV уменьшает поток, так как необходимость в рециркуляции смеси, поступающей в двигатель, уменьшается.
Работа системы рециркуляции зависит от герметичности ее соединений. Утечка воздуха в. любом месте (в крышке клапанного механизма, по прокладке головки блока цилиндров, в масляном поддоне, в месте расположения щупа для измерения уровня масла, в крышке маслоналивной горловины, в каналах забора воздуха или в вакуумных шлангах) может приводить к пересыщению воздухом воздушно-топливной смеси и снижать эффективность работы двигателя. А засоренный шланг или канал может вызвать загрязнение маслом, остановку двигателя и/или утечку масла.
Тестирование и поиск неисправностей
Клапан PCV легко проверяется работой двигателя в обычном режиме холостого хода (режим разогрева двигателя).
Легко пережмите пальцем затвор клапана. Должен послышаться щелчок срабатывания клапана. Или удалите клапан из крышки клапанного механизма или сепаратора паров и закройте пальцем открытый конец клапана и отпустите палец. Вы должны услышать щелчок срабатывания клапана и почувствовать вакуум.
Если снять клапан, то его можно проверить путем продувки. При продувке со стороны впускного коллектора воздух проходить не должен (рис. 3-88). И наоборот, воздух должен проходить при продувке клапана со стороны головки блока цилиндров (рис. 3-89).
Рис.3-88. | Рис.3-89. |
Если вакуума нет, то проверьте подключенные шланги и соединения. Если они открыты, то клапан неисправен. В этом случае, выключив двигатель, полностью удалите клапан. Потрясите его, чтобы услышать дребезжание плунжера внутри клапана. Если дребезжания не слышно, то плунжер заклинен (вероятно, масляным нагаром) и клапан следует заменить.
Никогда не эксплуатируйте двигатель без клапана PCV или с забитым шлангом.