Примечание: проверка и регулировка тепловых зазоров в клапанах проводится на холодном двигателе.
1. Снимите крышку головки блока цилиндров, соблюдая последовательность:
- а) Отсоедините: разъем генератора (1), провод генератора (2), разъем датчика аварийного давления масла (3), два зажима проводов (4).
- б) Отвернув два болта, снимите защитный кожух электропроводки двигателя и отсоедините электропроводку от крышки головки блока цилиндров.
- в) Отсоедините провода высокого напряжения от свечей зажигания (процедуру см. главу "Система зажигания / Проверка высоковольтных проводов").
- г) Отсоедините шланги системы принудительной вентиляции картера от крышки головки блока цилиндров.
- д) Отвернув 4 гайки, снимите крышку головки блока цилиндров вместе с прокладкой.
2. Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ в такте сжатия.
- а) Поверните шкив коленчатого вала по часовой стрелке и совместите канавку на шкиве с меткой "0" на крышке №1 ремня привода распределительного вала.
- б) Убедитесь, что отверстие на шкиве привода распределительного вала совпало с меткой на крышке подшипника.
Если это условие не выполняется, то поверните коленчатый вал по часовой стрелке на 1 оборот (360°) и снова совместите канавку на шкиве с соответствующей меткой.
3. Проверьте тепловой зазор в клапанах, отмеченных на рисунке:
- а) С помощью щупа измерьте зазор между толкателем клапана и затылком кулачка распределительного вала.
- б) Запишите значения величины зазора, выходящего за указанные пределы. Эти значения будут использованы для подбора необходимой величины регулировочной шайбы.
- Номинальный тепловой зазор в клапанах (на холодном двигателе):
- впускных — 0,15-0,25 мм
- выпускных — 0,25-0,35 мм
4. Поверните коленчатый вал на 1 оборот (360°) и снова совместите канавку на шкиве с соответствующей меткой, как это указано в параграфе 2, и проверьте зазоры в клапанах, отмеченных на рисунке, повторив процедуру параграфа 3.
5. Отрегулируйте тепловой зазор в клапанах:
Примечания:
- В данных двигателях для регулировки теплового зазора в клапанах требуется демонтаж распределительных валов.
- Поскольку осевой зазор распределительного вала очень мал. то при демонтаже вала его следует удерживать в горизонтальном положении В противном случае возможно повреждение посадочного места упорной шайбы распределительного вала в головке блока цилиндров, что может вызвать заедание или поломку распределительного вала. Аналогичные требования необходимо соблюдать и при установке распределительных валов.
- Способы регулировки зазора впускных и выпускных клапанов несколько отличаются друг от друга.
6. 1 Отрегулируйте тепловые зазоры во впускных клапанах.
6.1 1. Снимите распределительный вал впускных клапанов.
- а) Поверните шкив коленчатого вала таким образом, чтобы отверстие во вспомогательной шестерне (по которому вспомогательная шестерня устанавливается на ведущую шестерню распределительного вала) оказалось наверху. Это позволяет кулачкам 1-го и 3-го цилиндров в одинаковой степени надавить на толкатели соответствующих клапанов.
- б) Отверните 2 болта и снимите крышку 1-го подшипника распределительного вала.
- в) Прикрепите вспомогательную шестерню распределительного вала установочного болта.
Рекомендуемые размеры установочного болта :
- диаметр — 6 мм,
- шаг резьбы — 1,0 мм,
- длина — 16-20 мм.
Примечание: при снятии распределительного вала убедитесь, что усилие скручивания, передаваемое на вспомогательную шестерню от пружины, снимается вышеприведенной операцией.
- г) Равномерно отпустите и снимите 8 болтов крышек подшипников распределительного вала за несколько проходов в последовательности, показанной на рисунке Затем снимите крышки подшипников и распределительный вал.
Примечание:
- Если распределительный вал не снимается при выполнении указанных операций, вновь установите крышку подшипника №3 и затяните ее двумя болтами.
- Затем последовательно отпустите и выверните болты, одно-временно стараясь вытянуть распределительный вал за шестерню.
- Не пытайтесь снять распределительный вал прилагая большие усилия или с помощью дополнительных рычагов и приспособлений.
6.1.2. Удалите регулировочную шайбу с помощью небольшой отвертки.
6.1.3. Определите размер (толщину) регулировочной шайбы обеспечивающий зазор в соответствии с техническими условиями.
- а) Микрометром измерьте толщину снятой регулировочной шайбы.
- б) По формуле определите толщину новой регулировочной шайбы, которая обеспечит необходимый тепловой зазор а клапанах:
- Для впускных клапанов: N=T + (А- 0,20) мм
- N - толщина новой шайбы
- Т толщина снятой (отработавшей) шайбы
- А - измеренный зазор в данном клапане
- в) Подберите регулировочную шайбу, толщина которой наиболее близко подходит к вычисленному значению.
Примечание: регулировочные шайбы имеют 16 размеров (значений толщины) от 2,55 мм до 3,30 Мм через 0,05 мм
6.1.4. Установите новую регулировочную шайбу на толкатель клапана.
6.1.5 Установите распределительный вал впускных клапанов.
- а) Проверните шкив коленчатого вала и установите распределительный вал выпускных клапанов в такое положение, чтобы его установочный штифт был выше обреза головки блока цилиндров.
- б) Нанесите консистентную смазку на упорные поверхности распределительного вала.
- в) Соедините шестерню распределительного вала впускных клапанов с шестерней распределительного вале выпускных клапанов, совместив установочные метки обеих шестерен.
Примечание: необходимо отличать установочные метки от меток ВМТ и не использовать последние в этом случае.
- г) После этого заведите распределительный вал в постели подшипников, сохраняя зацепление шестерен.
Примечание: Такое положение распределительного вала позволяет кулачкам первого и третьего цилиндров равномерно нажать на толкатели соответствующих клапанов.
- д) Установите на место четыре крышки подшипников распределительного вала.
- е) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крепления крышек подшипников распределительного вала
- ж) Установите и равномерно затяни-те 8 болтов крепления крышек подшипников за несколько проходов в указанной последовательности.
- Момент затяжки — 13 Нм
- з) Снимите установочный болт.
- и) Установите крышку 1-го подшипника меткой ("стрелка") вперед.
Примечание: если крышка 1-го подшипника не встает на место, то с помощью отвертки переместите распределительный вал назад.
- к) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крышек подшипников распределительного вала
- л) Установите и равномерно затяните 2 болта крышки переднего подшипника за несколько проходов.
- Момент затяжки — 13 Нм
6.1.6. Проверьте зазоры в клапанах.
6.2. Отрегулируйте тепловые зазоры в выпускных клапанах.
6.2.1. Снимите регулировочные шайбы.
- а) Поверните коленчатый вал таким образом, чтобы выступ кулачка регулируемого клапана был ориентирован вверх.
- б) Расположите выемку толкателя клапана по направлению к передней части автомобиля.
- в) Используя приспособление (А), нажмите на толкатель и установите приспособление (В) между кулачковым валом и толкателем. После этого снимите приспособление (А).
Примечание:
- Введите приспособление (В) под небольшим углом со стороны, обозначенной цифрой "9" как показано на рисунке. При этом выемка должна находиться в положении, показанном на рисунке.
- Приспособление (В) не следует вводить слишком глубоко, чтобы не защемить регулировочную шайбу. Для предотвращения заклинивания вводите приспособление плавно со стороны распределительного вала впускных клапанов, как показано на рисунке.
- Профиль кулачка затрудняет установку приспособления (В) под 3-м кулачком со стороны распределительного вала впускных клапанов. Для замены этой регулировочной шайбы приспособление (В) следует установить со стороны выпускных клапанов.
- г) Удалите регулировочную шайбу небольшой отверткой и магнитным стержнем.
6.2.2. Определите размер (толщину) регулировочной шайбы, обеспечивающий зазор в соответствии с техническими условиями.
- а) Микрометром измерьте толщину снятой регулировочной шайбы.
- б) По формуле определите толщину новой регулировочной шайбы, которая обеспечит необходимый тепловой зазор в клапанах:
- Для выпускных клапанов: N=T + (А-0,30) Мм.
- N - толщина новой шайбы
- Т - толщина снятой (отработавшей) шайбы
- А - измеренный зазор в данном клапане.
- в) Подберите регулировочную шайбу, толщина которой наиболее близко подходит к вычисленному значению.
Примечание: регулировочные шайбы имеют 16 размеров (значений толщины) от 2,55 мм до 3,30 мм через 0,05 мм.
6.2.3. Установите новую регулировочную шайбу.
- а) Установите шайбу на толкатель клапана.
- б) Приспособлением (А) нажмите на толкатель и удалите приспособление (В).
6.2.4. Проверьте тепловой зазор в клапанах.
7. Установите крышку головки блока цилиндров (крышку клапанного механизма)
- а) Удалите старый герметик.
- б) Нанесите слой свежего герметика в местах, показанных на рисунке.
- в) Установите прокладку под крышку головки блока цилиндров
- г) Установите крышку головки блока, закрепив ее 4-мя гайками, установленными на уплотняющие шайбы.
- Момент затяжки гаек — 6 Нм
- д) Подсоедините 2 шланга системы принудительной вентиляции картера к крышке клапанного механизма.
- е) Установите электропроводку двигателя и ее защитный кожух, закрепив их двумя болтами.
- ж) Подсоедините следующие провода и зажимы: разъем генератора (1), провод генератора (2), разъем датчика аварийного давления масла (3), два хомута (4).
8. Подсоедините высоковольтные провода к свечам зажигания.