Снятие
1. Снимите ремни привода навесных агрегатов, шкив насоса охлаждающей жидкости и генератор.
2. Отверните пробку насоса охлаждающей жидкости и слейте охлаждающую жидкость.
3. Снимите ремень привода ГРМ (см. раздел "Ремень привода ГРМ").
4. Зафиксируйте распределительный вал гаечным ключом от проворота и отверните болт крепления шкива распределительного вала.
5. Снимите катушки зажигания.
6. (EJ-VE) Снимите клапан системы DVVT.
7. Отсоедините вакуумный шланг от впускного коллектора и крышки головки блока цилиндров.
Снятие и установка головки блока цилиндров (EJ-DE).
1 - трос акселератора,
2 - кронштейн №1,
3 - кронштейн №1,
4 - крышка головки блока цилиндров,
5 - прокладка,
6 - ротор датчика положения распределительного вала,
7 - шкив распределительного вала,
8 - крышка №1 вкладышей подшипников распределительных валов,
9 - крышка №2 вкладышей подшипников распределительных валов,
10 - сальник,
11 - заглушка,
12 - распределительный вал №1,
13 - распределительный вал №2,
14 - стопорное кольцо,
15 - волнистая шайба,
16 - вспомогательная шестерня распределительного вала,
17 - пружинное кольцо.
8. Снимите стойку с крышки головки блока цилиндров.
9. Отверните винты крепления крышки головки блока цилиндров и снимите ее с головки блока цилиндров.
10. Снимите распределительные валы №1 и №2.
а) Поверните распределительный вал №2 (выпускных клапанов) за шестигранный участок, как показано на рисунке.
б) Ослабьте перепускной штуцер масляной трубки.
в) Выверните болт крепления масляной трубки к головке блока цилиндров.
г) Снимите перепускной штуцер масляной трубки с масляным фильтром с крышки №1 вкладышей подшипников распределительных валов.
Снятие и установка головки блока цилиндров (EJ-VE).
1 - крышка катушек зажигания,
2 - катушка зажигания,
3 - свеча зажигания,
4 - крышка головки блока цилиндров,
5, 26, 41 - прокладка,
6 - регулировочная шайба,
7 - толкатель,
8 - сухари,
9 - тарелка пружины,
10 - пружина,
11 - маслосъемный колпачок,
12 - седло пружины,
13 - клапан,
14 - клапан системы DVVT,
15 - крышка №1 вкладышей подшипников распределительных валов,
16 - крышка вкладышей подшипников распределительных валов,
17 - стопорное кольцо,
18 - волнистая шайба,
19 - вспомогательная шестерня распределительного вала,
20 - пружинное кольцо,
21 - распределительный вал №1,
22 - распределительный вал №2,
23 - модуль зажигания,
24 - датчик положения распределительного вала,
25 - впускной коллектор,
27 - демпфер пульсаций давления топлива,
28 - топливный коллектор,
29 - топливная трубка №1,
30 - кольцевое уплотнение,
31 - изолятор форсунки,
32 - форсунка,
33 - виброизолятор,
34 - крышка цепи привода ГРМ,
35 - уплотнительная втулка,
36 - натяжитель ремня привода ГРМ,
37 - ремень привода ГРМ,
38 - заглушка,
39 - датчик положения коленчатого вала,
40 - головка блока цилиндров,
42 - выпускной коллектор,
43 - маслопровод,
44 - теплозащитный экран.
д) Снимите крышку №1 вкладышей подшипников распределительных валов, вывернув болты в показанной на рисунке последовательности.
е) Установите сервисный болт, скрепив вспомогательную и ведущую шестерни.
- Сервисный болт — М5х0,8
ж) Отверните болты крепления крепеж вкладышей подшипников распределительных валов в последовательности, показанной на рисунке.
з) Снимите распределительные валы впускных и выпускных клапанов.
Примечание: распределительные валы необходимо поднимать строго горизонтально, т.к. малейший перекос может привести к повреждению вкладышей подшипников.
10. Выверните свечи зажигания.
11. Снимите впускной коллектор с прокладкой.
Примечание: не используйте прокладку повторно.
12. Снимите топливный коллектор с головки блока цилиндров.
13. Снимите форсунки.
14. Отсоедините разъем кислородного датчика.
15. Снимите теплозащитный экран выпускного коллектора.
16. Снимите кислородный датчик.
17. Снимите выпускной коллектор с прокладкой.
Примечание: не используйте прокладку повторно.
18. Снимите впускной патрубок охлаждающей жидкости с головки блока цилиндров.
19. Снимите термостат.
20. Снимите датчик температуры охлаждающей жидкости,
21. Снимите датчик положения коленчатого вала.
22. Снимите датчик положения распределительного вала.
23. Отверните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, показанной на рисунке, и снимите головку блока цилиндров.
24. Снимите прокладку головки блока цилиндров.
Примечание: не используйте прокладку повторно.
25. При необходимости разберите распределительный вал впускных клапанов.
а) Зафиксируйте распределительный вал в тисках.
б) Зафиксируйте спецприспособле-нием вспомогательную шестерню и удалите сервисный винт, повернув вспомогательную шестерню.
в) Снимите стопорное кольцо.
г) Снимите волнистую шайбу, вспомогательную шестерню и пружинное кольцо.
Примечание: (EJ-VE) не разбирайте распределительный вал выпускных клапанов со звездочкой системы DVVT.
Разборка, проверка, очистка и ремонт головки блока цилиндров
Процедуры разборки, проверки, очистки, ремонта и сборки деталей головки блока цилиндров описаны в главе "Двигатель — общие процедуры ремонта".
Установка
1. Соберите распределительный вал впускных клапанов.
а) Установите пружинное кольцо, вспомогательную шестерню и волнистую шайбу.
б) Установите стопорное кольцо.
в) Установите спецприспособление в два отверстия вспомогательной шестерни диаметром 6 мм.
г) Поверните вспомогательную шестерню по часовой стрелке, совместите отверстия вспомогательной шестерни и ведомой шестерни и установите сервисный болт.
2. Очистите поверхность блока цилиндров и установите прокладку головки блока цилиндров.
3. Временно заверните болт крепления шкива коленчатого вала.
4. Поверните коленчатый вал шпонкой вверх.
5. Установите головку блока цилиндров на блок цилиндров.
6. Нанесите немного моторного масла на резьбу и под головки болтов. Установите болты и затяните их в несколько проходов в последовательности, показанной на рисунке.
- Момент затяжки — 54 ±5 Нм
Примечание: если какой-либо из болтов не затягивается указанным моментом, замените его.
7. Установите термостат и впускной патрубок охлаждающей жидкости.
8. Очистите резьбу нового датчика температуры охлаждающей жидкости, оберните резьбу датчика монтажной лентой и заверните его в головку блока цилиндров.
- Момент затяжки — 24 ± 5 Нм
9. Очистите резьбу нового датчика-выключателя по температуре охлаждающей жидкости, оберните резьбу датчика монтажной лентой и заверните его во впускной патрубок охлаждающей жидкости.
- Момент затяжки — 24 ± 5 Нм
10. Установите датчик положения коленчатого вала.
- Момент затяжки — 8 ± 1,6 Нм
11. Установите датчик положения распределительного вала на головку блока цилиндров.
- Момент затяжки — 8 ± 1,6 Нм
12. Установите выпускной коллектор с новой прокладкой.
- Момент затяжки — 25 ± 5 Нм
13. Установите теплозащитный экран выпускного коллектора.
- Момент затяжки — 11 ± 2 Нм
14. Установите кислородный датчик.
- Момент затяжки — 34 ± 5 Нм
15. Подсоедините разъем кислородного датчика.
16. Установите форсунки.
17. Смажьте кольцевые уплотнения форсунок топливом.
18. Установите топливный коллектор.
- Момент затяжки — 19 ± 4 Нм
19. Убедитесь, что форсунки вращаются свободно от руки.
20. Установите впускной коллектор.
- Момент затяжки — 19 ± 4 Нм
21. Установите свечи зажигания.
- Момент затяжки — 17 ± 3 Нм
22. Установите распределительные валы.
Примечание: распределительные валы необходимо устанавливать строго горизонтально, т.к. малейший перекос может привести к повреждению вкладышей подшипников.
а) Смажьте моторным маслом шейки, кулачки и шестерни распределительного вала №1.
б) Установите распределительный вал №1 с установленным сервисным болтом в головку блока цилиндров.
в) Поверните распределительный вал выпускных клапанов до тех пор пока метка на задней стороне шестерни не будет составлять угол 10-20° с осевой линией распределительного вала, как показано на рисунке.
г) Смажьте моторным маслом шейки, кулачки и шестерни распределительного вала №2.
д) Введите шестерни распределительных валов, совместив верхние метки, установите распределительный вал №2, скатив его на головку блока цилиндров.
е) После установки убедитесь, что метки на распределительных валах располагаются, как показано на рисунке.
23. Установите крышки вкладышей подшипников распределительных валов, затяните болты их крепления в несколько проходов в последовательности, показанной на рисунке.
- Момент затяжки — 12 ± 2 Нм
24. Снимите сервисный болт крепления вспомогательной шестерни.
25. Установите крышку №1 вкладышей подшипников распределительных валов.
а) Нанесите герметик на крышку №1, как показано на рисунке.
б) Установите крышку №1 на головку блока цилиндров и заверните болты ее крепления в последовательности, показанной на рисунке.
26. Установите заглушку, как показано на рисунке.
27. Нанесите немного моторного масла на сальник распределительного вала и с помощью спецприспособления установите его в головку блока цилиндров.
28. Зафиксируйте шкив распределительного вала с помощью спецприспособления и заверните болт его крепления.
- Момент затяжки — 98 ± 10 Нм
29. Проверьте зазоры в приводе клапанов.
30. Установите перепускной штуцер масляной трубки.
- Момент затяжки — 52 ± 5 Нм
31. Заверните болт крепления масляной трубки к головке блока цилиндров.
32. Заверните перепускной болт крепления масляной трубки к кронштейну масляного фильтра.
- Момент затяжки — 39+5 Нм
33. Установите крышку головки блока цилиндров и заверните болты ее крепления в последовательности, показанной на рисунке.
- Момент затяжки — 5,5 ± 1 Нм
34. (EJ-VE) Установите клапан системы DVVT.
35. Установите ремень привода ГРМ.
36. Установите крышку ремня привода ГРМ.
37. Установите шкив коленчатого вала.
- Момент затяжки — 98 ± 10 Нм
38. Подсоедините шланг к головке блока цилиндров и впускному коллектору.
39. Установите катушки зажигания и крышку головки блока цилиндров.
- Момент затяжки — 6 ± 2 Нм