Блок управления работой двигателя постоянно следит за входными и выходными сигналами. Как только он обнаруживает сигнал за пределами рабочего диапазона (слишком маленький или слишком большой сигнал), то сразу включает контрольную лампочку (CHECK ENGINE - "Проверь двигатель"), расположенную на приборном щитке. Это предупреждает водителя о наличии неполадки. Помимо этого, блок ECU приписывает случившемуся сбою определенный код, который записывается в память компьютера. Позднее этот код может быть считан и использован при тестировании системы.
Блок ECU имеет программную функцию защиты. Если случается ошибка в реальном сигнале, то ECU прекращает обрабатывать информацию, представляемую этим сигналом, заменяя сигнал набором фиксированных значений, хранящихся в памяти ECU.
Если загорелась контрольная лампочка, то это означает, что блок управления использует в данный момент, по меньшей мере, один фиксированный сигнал вместо реального, от чего ходовые характеристики автомобиля могут ухудшиться.
Фиксированные сигналы подобраны для нескольких стандартных условий движения, таких как прогретый двигатель, умеренное открытие дроссельной заслонки и т.д. Если фиксированный сигнал не соответствует реальным условиям, то работа двигателя будет отличаться от требуемой, и в некоторых случа ях весьма значительно.
В память может быть записано сразу несколько кодов неисправностей. Возможность сузить круг поиска неисправной цепи до одной-двух значительно сокращает время тестирования. Самая распространенная ошибка при использовании кодов сбоев заключается в предположении, что неисправным является указанный кодом узел, а не вся связанная с ним электрическая цепь. (Например, код 1 указывает на неправильный сигнал о содержании кислорода. Это ни в косм случае автоматически не означает, что неисправен именно датчик кислорода. Обычно он работает без сбоев (если не используется этилированный бензин!). Чаще происходит нарушение контакта в разъеме). Поскольку блок ECU следит за уровнем поступающего сигнала, то сигнал сбоя может вызвать любая электрическая деталь или узел. Плохой механический контакт, плохое заземление и даже перегорание предохранителя могут вызвать изменение сигнала, заметное для блока управления. При использовании кодов сбоев следует всегда помнить, что необходимо тщательно проверить всю цепь, связанную с указанным в коде узлом. Чаще всего сбой вызывает плохой или ржавый контакт. В обычных условиях эксплуатации сами узлы, генерирующие сигналы для блока управления, выходят из строя редко.
Чаще всего блоки управления имеют излучающий светодиод, который может быть легко увиден, если снять какое-нибудь защитное покрытие в легкодоступном месте.
Чтобы прочитать код самодиагностики, необходимо включить зажигание (двигатель не запускать) и начинать подсчитывать количество миганий светодиода. Количество вспышек отражает число кода. Например, 14 вспышек, затем пауза и еще 5 вспышек будут означать код 14 и код 5.
В случае, если считанный код отсутствует в списке кодов, указанных фирмой, то следует еще раз пересчитать количество вспышек светодиода. Если несуществующий код повторится, то необходимо заменить блок ECU на заведомо исправный и проверенный и повторить считывание кода.
Многие процедуры проверки электрических цепей блока управления требуют применения специального фирменного оборудования, доступного только у дилеров фирм, выпускающих автомобили.