Рис. 7-1.
Рис. 7-2. Вариант исполнения подвески МакФерсона. 1 - Кулак в сборе; 2 - Рычаг подвески; 3 - Прижим; 4 - Поперечина; 5 - Стабилизатор поперечной устойчивости; 6 - Втулка; 7 - Скоба; 8 - Пружина; 9 - Стойка в сборе; 10 - Приводной вал
В последнее время широкое распространение получила подвеска Макферсона, в основном благодаря своей компактности (по сравнению с обычной подвеской с верхними и нижними рычагами), что позволяет освободить место в передней части автомобиля для размещения дополнительных компонентов двигателя, а также элементов, специфических для переднеприводных автомобилей. (В этой главе модели с приводом на два колеса на рисунках обозначаются 2WD, в то время как модели с приводом на четыре колеса обозначаются 4WD.)
В обычной передней подвеске колесо крепится к шпинделю, который в свою очередь подсоединяется к верхнему и нижнему рычагам подвески по средством шаровых шарниров. Пружина, располагающаяся между рычагами, удерживает вес автомобиля, а амортизатор подавляет колебания.
В подвеске Макферсона функции амортизатора выполняет стойка, которая в отличие от подвески обычного типа является структурным элементом подвески автомобиля. Стойка обычно содержит седло пружины, а пружина удерживает вес автомобиля. В корпус стойки встроен амортизатор, а сама стойка внизу крепится к нижнему рычагу, а вверху — к кузову автомобиля. Верхнее крепление обычно выполняет роль подшипника, который позволяет пружине вращаться во время поворота колес, обеспечивая плавность управления. Дизайн подвески Макферсона устраняет необходимость в верхнем рычаге, верхнем шаровом шарнире и многочисленных втулках. Нижний шаровый шарнир больше не является несущим элементом конструкции, поскольку он изолирован от веса автомобиля.
Компоненты подвески требуют регулярного осмотра. Для этого необходимо заблокировать задние колеса с помощью упоров, поднять и установить на опоры переднюю часть автомобиля.
Проверьте компоненты переднего моста и передней подвески на наличие износа, повреждений, ослабления соединений. Потрясите каждое переднее колесо, чтобы выяснить, нет ли чрезмерного люфта в подшипниках и соединениях подвески. Проверьте стойки (амортизаторы) на наличие утечек жидкости из-под верхнего кожуха или других неисправностей. Простая проверка действия амортизаторов — нажать на переднюю часть автомобиля и отпустить ее. Кузов должен вернуться вверх несколько выше первоначального положения, затем опуститься вниз и за два-три качания успокоиться. Если оказывается неисправным один из амортизаторов, то замене подлежат оба амортизатора с каждой стороны. Также и jбе пружины подлежат замене одновременно в случае обнаружения неисправности одной из них. В случае замены компонентов подвески окончательное затягивание соединений должно выполняться тогда, когда автомобиль стоит на земле всеми колесами. После этого необходимо проверить выравнивание колес (а также в случае перестановки колес или замены компонентов рулевого управления).
Выравнивание колес производится на ненагруженном автомобиле, при этом топливный бак должен быть заправлен полностью, моторное масло и охлаждающая жидкость залиты до нормального уровня, а запасное колесо, домкрат и набор инструментов должны находиться в предназначенных для них местах. Состояние компонентов подвески должно быть в норме, а шины накачаны до необходимого давления.
Для проверки выравнивания должна быть выбрана ровная горизонтальная площадка.
Проверке подлежат раз вал колес, продольный и поперечный наклон поворотного шкворня, сходимость колес и угол их полного поворота. Первые три параметра устанавливаются на заводе и не могут быть отрегулированы. Их несоответствие спецификациям для Вашего автомобиля указывает на неисправность какого-либо компонента подвески.
Для проверки сходимости нанесите через протектор базовую линию (рис. 7-3), затем опустите переднюю часть автомобиля, качните ее несколько раз вверх-вниз, после чего установите рулевое колесо в строго прямое положение.
Рис. 7-3.
Измерьте расстояния "А" и "В" на высоте центров ступиц колес (рис. 7-4). Полная сходимость определяется либо как разность А-В в миллиметрах, либо как угол 26 в градусах. Регулируется сходимость путем изменения длины рулевых тяг.
Рис. 7-4.
Чтобы проверить угол полного поворота передних колес, установите колеса строго вперед и накатите автомобиль передними колесами на измеритель угла поворота (рис. 7-5).
Рис. 7-5.
Оставив двигатель работать на холостом ходу, измерьте полный угол поворота, поворачивая рулевое колесо из одного крайнего положение в другое с силой 10-15 кг, ни в коем случае не задерживая рулевое колесо в любом из этих положений дольше 15 секунд (рис. 7-6).
Рис. 7-6.
Рис. 7-7. Другой вариант исполнения передней подвески - подвеска с продольными рычагами, стабилизатором поперечной устойчивости и штангой Панара, устанавливаемая на автомобили Nissan Patrol серии Y60