Рис. 2.157. Компоненты распределительных валов
Снимите крышку головки блока цилиндров.
Установите поршень цилиндра № 1 в ВМТ такта сжатия.
Снятие распределительного вала №2
Рис. 2.158. Места нанесения маток на цепь и ведущие шестерни распределительных валов
Нанесите метки на цепь и на ведущие шестерни распределительных валов (рис. 2.158).
Отверните 2 гайки, затем снять натяжитель цепи.
Внимание! Запрещается вращать коленчатый вал, если цепь не натянута натяжителем.
Рис. 2.159. Ослабление болта крепления синхронизирующей муфты распределительного вала
Удерживая шестигранную часть распределительного вала ключом, ослабьте болт крепления синхронизирующей муфты распределительного вала (рис. 2.159).
Примечание. Следует действовать осторожно, чтобы не повредить толкатели клапанов.
Рис. 2.160. Порядок ослабления болтов крепления крышек подшипников
В несколько приемов равномерно ослабьте и выверните 11 болтов, действуя в указанной на рисунке 2.160 последовательности, затем снимите 5 крышек подшипников.
Рис. 2.161. Снятие ведущей шестерни распределительного вала
Снимите ведущую шестерню распределительного вала, как показано на рисунке 2.161.
Снятие распределительного вала
Рис. 2.162. Порядок ослабления болтов крепления крышек подшипников
В несколько приемов равномерно ослабьте и выверните 8 болтов, действуя в указанной на рисунке 2.162 последовательности, затем снимите 4 крышки подшипников.
Рис. 2.163. Снятие распределительного вала
Удерживая цепь рукой, снимите распределительный вал и синхронизирующую муфту распределительного вала (рис. 2.163).
Рис. 2.164. Закрепление цепи
Закрепите цепь проволокой, как изображено на рисунке 2.164.
Примечание. Необходимо следить, чтобы внутрь крышки цепного привода ГРМ не попали посторонние предметы.
Проверка синхронизирующей муфты распределительного вала
Проверьте, блокируется ли синхронизирующая муфта распределительного вала.
Зажмите распределительный вал в тисках, затем убедитесь, что синхронизирующая муфта заблокирована.
Примечание. Следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить распределительный вал.
Извлеките блокировочный штифт.
Рис. 2.165. Схема установки клейкой ленты
Закройте 4 отверстия масляных каналов на шейке распределительного вала клейкой лентой, как изображено на рисунке 2.165.
Примечание. Два отверстия масляных каналов со стороны опережения расположены в канавках распределительного вала. Закройте один из каналов резиновой пробкой.
Проколите ленту со стороны канала опережения и со стороны канала запаздывания с противоположной стороны канавки.
Рис. 2.166. Подача сжатого воздуха
Подайте в два открытых канала (со стороны опережения и со стороны запаздывания) сжатый воздух под давлением около 150 кПа (рис. 2.166).
Внимание! Во избежание разбрызгивания масла закройте отверстия каналов ветошью.
Рис. 2.167. Проверка синхронизирующей муфты
Убедитесь, что при уменьшении давления воздуха в канале запаздывания синхронизирующая муфта распределительного вала поворачивается в направлении опережения (рис. 2.167).
Примечание. Если стопорный штифт извлечен, синхронизирующая муфта распределительного вала поворачивается в направлении опережения.
Когда синхронизирующая муфта распределительного вала займет положение, соответствующее максимальному опережению, прекратите подачу сжатого воздуха в канал со стороны запаздывания, затем прекратите подачу сжатого воздуха в канал со стороны опережения.
Внимание! Если прекратить подачу сжатого воздуха в канал со стороны опережения до того, как прекратится подача сжатого воздуха в канал со стороны запаздывания, синхронизирующая муфта распределительного вала может неожиданно повернуться в сторону запаздывания. Это часто приводит к поломке стопорного штифта.
Проверьте, плавно ли поворачивается синхронизирующая муфта.
Несколько раз поверните синхронизирующую муфту распределительного вала в пределах диапазона вращения, не достигая положения наибольшего запаздывания, затем проверьте, плавно ли она поворачивается.
Внимание! Следует поворачивать муфту рукой, не подавая сжатый воздух.
Проверьте, фиксируется ли муфта в положении наибольшего запаздывания.
Убедитесь, что синхронизирующая муфта распределительного вала заблокирована в положении наибольшего запаздывания.
Снятие синхронизирующей муфты распределительного вала
Зажмите распределительный вал в тисках, затем убедиться, что синхронизирующая муфта заблокирована.
Внимание! Следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить распределительный вал.
Закройте 4 отверстия масляных каналов на шейке распределительного вала клейкой лентой, как изображено на рисунке 2.165.
Примечание. Два отверстия масляных каналов со стороны опережения расположены в проточках распределительного вала. Закрыть один из каналов резиновой пробкой.
Проколите ленту со стороны канала опережения и со стороны канала запаздывания с противоположной стороны канавки.
Подайте в два открытых канала (со стороны опережения и со стороны запаздывания) сжатый воздух под давлением около 150 кПа (рис. 2.166).
Внимание! Во избежание разбрызгивания масла закройте отверстия каналов ветошью.
Убедитесь, что при уменьшении давления воздуха в канале запаздывания синхронизирующая муфта распределительного вала поворачивается в направлении опережения.
Примечание. Если стопорный штифт извлечен, синхронизирующая муфта распределительного вала поворачивается в направлении опережения.
Когда синхронизирующая муфта распределительного вала займет положение, соответствующее максимальному опережению, прекратите подачу сжатого воздуха в канал со стороны запаздывания, затем прекратите подачу сжатого воздуха в канал со стороны опережения.
Внимание! Если прекратить подачу сжатого воздуха в канал со стороны опережения до того, как прекратится подача сжатого воздуха в канал со стороны запаздывания, синхронизирующая муфта распределительного вала может неожиданно повернуться в сторону запаздывания. Это часто приводит к поломке стопорного штифта.
Рис. 2.168. Болт крепления синхронизирующей муфты
Выверните болт крепления и снимите синхронизирующую муфту распределительного вала в сборе (рис. 2.168).
Примечание. Не отворачивайте 4 остальных болта.
Примечание. При повторном использовании синхронизирующей муфты распределительного вала, следует сначала освободить стопорный штифт, затем устанавливать муфту.
Установка синхронизирующей муфты распределительного вала
Установите синхронизирующую муфту распределительного вала на распределительный вал, не заводя штифт в канавку.
Рис. 2.169. Установка синхронизирующей муфты
Поверните синхронизирующую муфту влево, как изображено на рисунке 2.169, слегка нажимая на нее в сторону распределительного вала. Продолжайте нажимать, чтобы штифт вошел в канавку.
Внимание! Не вращайте синхронизирующую муфту в сторону запаздывания (вправо).
Убедитесь в отсутствии зазора между синхронизирующей муфтой и распределительным валом.
Затяните болт крепления, зафиксировав синхронизирующую муфту распределительного вала. Момент затяжки: 54 Н·м.
Убедитесь, что синхронизирующая муфта может вращаться в сторону запаздывания (вправо) и заблокирована в положении наибольшего запаздывания.
Установка распределительного вала
Рис. 2.170. Установка цепи синхронизирующую муфту распределительного вала
Наденьте цепь на синхронизирующую муфту распределительного вала, совместив звенья с меткой с синхронизирующими метками на шестернях распределительных валов, как показано на рисунке 2.170.
Рис. 2.171. Порядок затягивания болтов крепления крышек подшипников распределительного вала
Проверьте, правильно ли расположены метки, которые должны быть обращены к передней части двигателя, и номера крышек, затем затяните болты в последовательности, указанной на рисунке 2.171. Момент затяжки: 13 Н·м.
Установка распределительного вала №2
Рис. 2.172. Установка распределительного вала №2
Установите распределительный вал № 2 в головку блока цилиндров, совместив нанесенную краской метку с меткой на ведущей шестерне распределительного вала (рис. 2.172).
Рис. 2.173. Наживление болта крепления ведущей шестерни распределительного вала
Наживите болт крепления ведущей шестерни распределительного вала (рис. 2.173).
Рис. 2.174. Порядок затягивания болтов крепления крышек подшипников распределительного вала №2
Проверьте, правильно ли расположены метки, которые должны быть обращены к передней части двигателя, и номера крышек, затем затяните болты в последовательности, указанной на рисунке 2.174. Момент затяжки: 13 Н·м.
Установите крышку подшипника №1. Момент затяжки: 23 Н·м.
Удерживая шестигранную часть распределительного вала ключом, затянуть болт крепления ведущей шестерни распределительного вала. Момент затяжки: 54 Н·м.
Примечание. Следует действовать осторожно, чтобы не повредить толкатели клапанов.
Рис. 2.175. Совмещение синхронизирующих меток
Убедитесь, что 2 метки (точки) расположены друг напротив друга. Также убедитесь, что каждая из синхронизирующих меток совпадает с соответствующим помеченным звеном цепного привода ГРМ, как показано на рисунке 2.175. Кроме того, убедитесь, что метка на шкиве коленчатого вала совмещена с синхронизирующей меткой «0» на крышке цепного привода ГРМ.
Установите натяжитель цепи.
Убедитесь, что на уплотнительном кольце нет грязи, затем установить крючок.
Нанесите на уплотнительное кольцо тонкий слой моторного масла.
Закрепите натяжитель цепи 2 гайками. Момент затяжки: 9,0 Н·м.
Примечание. Следует действовать осторожно, чтобы не замять уплотнительное кольцо.
Примечание. Если при установке натяжителя цепи крючок отцепится и освободит плунжер, снова зафиксируйте плунжер крючком.
Поверните коленчатый вал против часовой стрелки, затем снимите крючок со стопорного штифта и освободите плунжер.
Поверните коленчатый вал по часовой стрелке и убедитесь, что плунжер нажимает на башмак натяжителя цепи.
Если плунжер не выдвигается, отверткой нажмите на башмак в направлении натяжителя, чтобы крючок отсоединился от стопорного штифта и плунжер мог выдвигаться.
Проверьте и отрегулируйте зазор в приводе клапанов.
Установите крышку головки блока цилиндров.
Установка остальных компонентов производится в порядке, обратном снятию.