Номинальный осевой зазор:
- серия EJ — 0,150-0,250 мм
- серия КЗ — 0,100 - 0,300 мм
Максимальный осевой зазор:
- серия EJ — 0,300 мм
- серия КЗ — 0,350 мм
Если осевой зазор больше максимально допустимого, замените шатун в сборе. При необходимости замените коленчатый вал.

2. Снимите крышку нижней головки шатуна и проверьте радиальный зазор шатунного подшипника.
а) Проверьте совмещение меток на шатуне и крышке шатуна, чтобы обеспечить в последующем его правильную сборку.
Если метки отсутствуют, то нанесите их на крышки и шатуны.
б) Отверните два болта (серия КЗ) или гайки (серия EJ) крепления крышки нижней головки шатуна.

в) Снимите крышку шатуна.

Примечание: нижняя половина вкладыша должна остаться в крышке шатуна.

Разборка и сборка блока цилиндров (серия КЗ).
1 - крышка шатуна,
2 - вкладыши шатунного подшипника,
3 - поршень с шатуном в сборе,
4 - крышка коренного подшипника,
5 - коленчатый вал,
6 - вкладыш коренного подшипника,
7 - упорное полукольцо,
8 - масляная форсунка,
9 - компрессионное кольцо №1,
10 - компрессионное кольцо №2,
11 - маслосъемное кольцо,
12 - поршень,
13 - шатун,
14 - поршневой палец.
г) Очистите шатунную шейку и вкладыши.
д) Проверьте поверхности шатунной шейки и вкладыша на наличие точечной коррозии и царапин.
При наличии рисок и задиров замените вкладыши. При необходимости замените коленчатый вал.
Примечание: не перепутайте верхний и нижний вкладыши подшипников.
е) Установите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения поперек шатунной шейки.

ж) Установите нижнюю крышку шатуна, совместив установочные метки. Затяните болты (серия КЗ) или гайки (серия EJ) крепления (подробней см. подраздел "Сборка" раздела "Блок цилиндров").
Примечание:
- Не вращайте коленчатый вал.
- Нанесите немного масла на резьбы и под головки болтов перед их установкой.
Момент затяжки:
Серия EJ — 36 ±6 Нм
Серия КЗ:
- 1- й этап — 22 ±2,5 Нм
- 2- й этап — довернуть на 90°
з) Снимите нижнюю крышку шатуна, вывернув болты / отвернув гайки.
и) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволоки, определив по ней величину радиального зазора шатунного подшипника.

Зазор шатунного подшипника:
Серия EJ:
- номинальный — 0,020 - 0,044 мм
- максимальный — 0,070 мм
Серия КЗ:
- номинальный — 0,016 - 0,040 мм
- максимальный — 0,070 мм
(Серия EJ) Если зазор больше максимального, замените вкладыши шатунных подшипников.
(Серия КЗ) Если зазор больше максимального, проверьте диаметр шатунной шейки коленчатого вала, внутренний диаметр большой головки шатуна и толщину вкладышей. Замените изношенные детали.
к) (Серия КЗ) Измерьте диаметр шатунных шеек коленчатого вала в четырех взаимно перпендикулярных направлениях, как показано на рисунке.
- Номинальный диаметр — 39,992 - 40,000 мм

Серия К3
л) (Серия КЗ) Измерьте внутренний диаметр большой головки шатуна.
- Номинальный диаметр — 43,000 - 43,008 мм

м) (Серия КЗ) Измерьте толщину вкладыша шатунного подшипника.
- Номинальная толщина — 1,488 - 1,492 мм
Примечание: в случае необходимости прошлифуйте коленчатый вал до ремонтного размера.
- Рем. (0,25) — 39,726 - 39,766 мм
н) (Серия EJ) Замените вкладыши шатунных подшипников на новые. Используйте подшипники, имеющие туже метку, что и используемые, либо подберите новые вкладыши по таблице "Подбор вкладышей шатунного подшипника (серия EJ)". Не перешлифовывайте коленчатый вал.
Проверьте идентификационные метки.
![]() | ![]() |
о) Удалите остатки калибровочной проволоки с рабочих поверхностей шейки и вкладыша.
3. Снимите поршень и шатун в сборе.
а) Разверткой удалите нагар с верхней части цилиндра.

Разборка и сборка блока цилиндров (серия EJ).
1 - крышка шатуна,
2 - вкладыши шатунного подшипника,
3 - поршневой палец,
4 - крышка коренного подшипника,
5 - коленчатый вал,
6 - вкладыш коренного подшипника,
7 - упорное полукольцо,
8 - компрессионное кольцо №1,
9 - компрессионное кольцо №2,
10 - маслосъемное кольцо,
11 - поршень,
12 - шатун.
Таблица. Подбор вкладышей шатунного подшипника (серия EJ).

Примечание: метка вкладыша шатунного подшипника = метка большой головки шатуна — метка шатунной шейки коленчатого вала.

б) Извлеките поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем подшипника через верхнюю часть блока цилиндров.
Примечание: (серия EJ) наденьте на резьбу болтов резиновые шланги во избежание повреждений.

Серия EJ.
Примечание:
- Держите подшипники, шатун и крышку вместе.
- Расположите поршни в сборе с шатунами и вкладышами в порядке соответствия цилиндрам.
4. Снимите шатунные подшипники.
5. Индикатором измерьте осевой зазор коленчатого вала, перемещая последний назад-вперед с помощью отвертки.
- Номинальный осевой зазор — 0,02 - 0,22 мм
- Максимальный осевой зазор — 0,30 мм

Если осевой зазор больше максимального, замените упорные полукольца.
Толщина упорных полуколец:
- серия КЗ — 1,92 - 1,99 мм
- EJ-VE — 1,94-1,99 мм
6. Снимите крышки коренных подшипников и проверьте радиальные масляные зазоры.
а) Равномерно ослабьте и отверните болты крышек коренных подшипников за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.

Серия КЗ.

EJ-VE.
б) Покачивая вывернутые болты в отверстиях крышек коренных подшипников, снимите крышки вместе с нижними вкладышами и нижними упорными полукольцами.
Примечание:
- Держите крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами.
- Расположите крышки коренных подшипников и упорные полукольца в порядке сборки.
в) Поднимите коленчатый вал.
Примечание: оставьте верхние вкладыши подшипников и верхние упорные полукольца в блоке цилиндров.
г) Очистите каждую коренную шейку и вкладыши.
д) Проверьте поверхность каждой коренной шейки и вкладышей на наличие точечной коррозии и царапин. Если шейка или вкладыш повреждены, замените вкладыши. При необходимости перешлифуйте или замените коленчатый вал.
е) Уложите коленчатый вал в блок цилиндров.
ж) Положите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения на каждую коренную шейку.

з) Установите крышки коренных подшипников и затяните болты в указанной на рисунке последовательности.
- Момент затяжки — 59 ±6 Нм
Примечание: не вращайте коленчатый вал.

Серия КЗ.

EJ-VE.
и) Снимите крышки коренных подшипников.
к) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволоки, определив по ней величину радиального зазора.
Зазор коренного подшипника:
Серия КЗ:
- номинальный — 0,016 - 0,036 мм
- максимальный — 0,070 мм
Серия EJ:
- номинальный — 0,004 - 0,028 мм
- максимальный — 0,060 мм

(Серия EJ) Если зазор больше максимального, подберите новые вкладыши коренного подшипника.
(Серия КЗ)
Если зазор намного больше номинального, измерьте диаметр коренных шеек коленчатого вала, диаметр постелей коренных подшипников в блоке цилиндров и толщину вкладышей (см. ниже).
Замените изношенные детали.
В случае необходимости прошлифуйте коленчатый вал до ремонтного размера и подберите новые вкладыши по формуле: Измеренный диаметр коренной шейки + толщина нового вкладыша х 2 = 0,016 - 0,036 мм
л) (Серия КЗ) Измерьте диаметр коренной шейки коленчатого вала в двух точках (А) и (В).
- Номинальный диаметр — 45,988 - 46,000 мм
Если диаметр больше номинального прошлифуйте коленчатый вал до ремонтного размера.

м) (Серия КЗ) Измерьте внутренний диаметр постели коренных подшипников в блоке цилиндров в двух местах на расстоянии 3 мм от краев опоры.
- Номинальный диаметр — 50,000 - 50,018 мм
Примечание: при замене необходимо использовать детали той же размерной группы, что и заменяемые.
Метка коренной шейки коленчатого вала (серия КЗ).
![]() | ![]() |
Метка постели коренного подшипника блока цилиндров (серия КЗ).
![]() | ![]() |
Метка вкладыша подшипника коренной опоры (серия КЗ).
![]() | ![]() |
Таблица для определения размерных групп вкладышей (серия КЗ).

Пример: метка "3" на блоке цилиндров + метка "2" на коленчатом валу = сумма "5" (необходимый вкладыш - №5).
н) (Серия EJ) Подберите новые вкладыши коренных подшипников.

Метка постели коренного подшипника блока цилиндров (серия EJ).
![]() | ![]() |
Метка коренной шейки коленчатого вала (серия EJ).
![]() | ![]() |
Таблица для определения размерной группы вкладыша подшипника коренной шейки (серия EJ).

Пример: метка вкладыша коренного подшипника = (метка постели коренного подшипника блока цилиндров) - (метка коренной шейки коленчатого вала) + 2.
о) Снимите пластиковые калибры.
9. Снимите коленчатый вал.
а) Поднимите коленчатый вал.
б) Извлеките верхние вкладыши коренных подшипников и верхние упорные полукольца из блока цилиндров.
Примечание: уложите коренные подшипники и упорные полукольца в порядке установки.