Рис. 2.345. Плоскости измерения шатунных и коренных шеек
Микрометром измерьте диаметр каждой шатунной и коренной шейки в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, как показано на рисунке 2.345.
Диаметр коренной шейки: стандартный – 60,988–61,000 мм.
Диаметр шатунной шейки: стандартный – 52,992–53,000 мм.
Если значения диаметров выходят за указанные пределы, проверьте масляные зазоры. При необходимости перешлифуйте или замените коленчатый вал.
Рис. 2.346. Установка нижних упорных полуколец подшипника №2
Очистите каждую коренную шейку и вкладыши. Проверьте поверхность каждой коренной шейки и вкладышей на наличие точечной коррозии и царапин. Если шейка или вкладыш повреждены, замените вкладыши. При необходимости перешлифуйте или замените коленчатый вал. Установите нижние упорные полукольца на крышку коренного подшипника №2, ориентировав смазочные канавки наружу, как показано на рисунке 2.346.
Рис. 2.347. Установка пластикового калибра: 1 – калибр
Уложите коленчатый вал в блок цилиндров. Положите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения на каждую коренную шейку (рис. 2.347).
Рис. 2.348. Установка коренных подшипников
Установите подшипники (рис. 2.348).
Рис. 2.349. Величина зазора между крышкой коренного подшипника и разъемом блока цилиндров
Нанесите слой моторного масла на резьбу и под головки болтов (с 12-гранной головкой). Временно установите восемь болтов крепления крышек подшипника. Используя болты как направляющие, вставьте крышку подшипника таким образом, чтобы зазор между ней и разъемом блока цилиндров составил менее 6 мм (рис. 2.349).
Рис. 2.350. Присадка крышек коренных подшипников
Используя молоток с пластиковым бойком, осадите крышки подшипников так, чтобы они плотно прилегали (рис. 2.350).
Рис. 2.351. Порядок затягивания болтов крышек коренных подшипников
Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крепления крышек коренных подшипников (с 12-гранной головкой) и установите их. Установите и равномерно затяните шестнадцать болтов крышек коренных подшипников в несколько проходов в последовательности, показанной на рисунке 2.351.
Если при затяжке какого-либо болта не достигается требуемый момент затяжки, замените болт.
Рис. 2.352. Правильное положение метки при затягивании болтов головки блока цилиндров
Нанесите метки краской на переднюю часть болтов головки блока цилиндров. Затяните болты головки блока цилиндров на 90° в указанной выше последовательности. Проверьте, что нанесенная краской метка стоит на 90° от первоначального положения (рис. 2.352).
Рис. 2.353. Последовательность затягивания болтов крепления крышек коренных подшипников
Установите старые уплотнительные шайбы на стяжные болты крепления крышек коренных подшипников. Установите и равномерно затяните стяжные болты крепления крышек коренных подшипников в несколько проходов моментом затяжки 27 Н·м в последовательности, показанной на рисунке 2.353.
Рис. 2.354. Пластиковый калибр, показывающий величину радиального масляного зазора
Снимите крышки коренных подшипников, как указывалось выше. Измерьте максимальную ширину сплющенного пластикового калибра, определив по ней величину радиального масляного зазора (рис. 2.354).
Масляный зазор:
- коренные подшипники №1 и №4 –
- стандартный - 0,014–0,036 мм;
- максимальный - 0,05 мм;
- коренные подшипники №2 и №3 –
- стандартный - 0,026–0,048 мм;
- максимальный - 0,06 мм.
Если масляный зазор больше максимального, замените подшипники. Если необходимо, перешлифуйте или замените коленчатый вал.
При замене вкладышей номинального размера необходимо использовать вкладыши одной размерной группы. Если номер размерной группы вкладышей невозможно определить, выберите нужный вкладыш по таблице, путем складывания числа размерной группы блока цилиндров с числом размерной группы коленчатого вала.
Рис. 2.355. Местоположение номерных маркировок: 1 – номерные маркировки
Существует пять стандартных размерных групп вкладышей, обозначенных «3», «4», «5», «6» и «7» (шейки №1 и №4), «1», «2», «3», «4», «5» (шейки №2 и №3) соответственно (рис. 2.355).