Рис. 3.59. Блок-схема системы мультимодальной коробки передач
В целом, устройство и принцип действия мультимодальной механической коробки передач, устанавливаемой на новую модель автомобиля, аналогичны агрегатам, устанавливаемым на автомобили Yaris/Echo.
Данная коробка передач имеет два режима переключения передач: режим Е, при котором переключение передач производится автоматически в зависимости от условий движения, и режим М, позволяющий водителю вручную переключать передачи при помощи рычага, не пользуясь при этом сцеплением. В режиме Е водитель может выбрать любой из двух режимов переключения передач: нормальный (E) и спортивный (Es) режим. Режим E – более экономичный, в этом режиме управлять автомобилем проще, а режим M – для тех, кто предпочитает спортивный стиль вождения.
Система состоит из следующих компонентов: мультимодальная механическая коробка передач С251 а, ETCS-i (интеллектуальная электронная система управления дроссельной заслонкой), ЭБУ М-МТ (электронный блок управления мультимодальной механической коробки передач), сцепление с корзиной сцепления с регулятором по нагрузке (LCC) и рычаг переключения передач. Мультимодальная механическая коробка передач С251А представляет собой модификацию коробки передач С251, дополнительно оборудованную следующими узлами: привод сцепления, привод механизма выбора и переключения передач, датчик оборотов вала КП и датчик положения паркинга/нейтрали.
Устройство и принцип работы привода переключения передач
Рис. 3.60. Устройство и принцип работы привода переключения передач
Привод переключения передач состоит из следующих узлов: электродвигатель привода, электродвигатель выбора передачи, датчик переключения передач, датчик положения рычага переключения и механизм переключения передач (внутренний рычаг переключения передач, вал рычага переключения, шестерня электродвигателя переключения передач, вал электродвигателя выбора передач, коронная шестерня и шестерня, поворачивающая вал рычага переключения передач). Привод не подлежит разборке.
Вращение вала электродвигателя привода переключения передается через редуктор на вал рычага переключения передач, в результате внутренний рычаг поворачивается.
Вращение вала электродвигателя привода переключения передач преобразуется реечной передачей в поступательное движение, приводящее к перемещению вала рычага переключения передач, в результате внутренний рычаг переключения смещается.
Движение внутреннего рычага переключения передается на шток вилки включения передач через рычаг штока вилки. Так происходит переключение передач.
Рис. 3.61. Шлицевые отверстия в картере мультимодальной кообки передач
Рекомендация по техническому обслуживанию
Перед снятием привода переключения следует переключить коробку передач в нейтральное положение. Если невозможно включить нейтральную передачу ввиду неисправности привода и (или) коробки передач, следует выкрутить заглушку из отверстия в картере. Заглянув в отверстие, можно увидеть шлиц на торцовой поверхности вала. При необходимости вставьте в шлиц отвертку и поверните вал, установив коробку передач в нейтральное положение.
Датчики выбора и переключения передач
Рис. 3.62. Датчики выбора и переключения передач
В число датчиков выбора и переключения передач входят два датчика Холла и магнит, поворачивающийся вместе с валом рычага переключения передач. Датчики преобразуют изменения магнитного потока, вызванные вращением электродвигателей выбора и переключения передач (как следствие – поворотом магнита), в электрический сигнал, который передается в электронный блок управления коробки передач. Электронный блок управления коробки передач по этому сигналу оценивает величину углового и осевого хода вала (переключение и выбор передачи), определяя по ним включенную в данный момент передачу.
Датчики включения и выбора передач имеют одинаковые выходные характеристики главной и вспомогательной цепей.