Рис. 6.4. Схема работы контура тормозной системы автомобиля Camry: 1 – датчики скорости передних колес; 2 – индикатор уровня тормозной жидкости; 3 – выключатель стоп-сигнала; 4 – датчик давления главного цилиндра; 5 – главный тормозной цилиндр в сборе
Торможение достигает наибольшей эффективности, когда сцепление шины с поверхностью дороги максимальное. В процессе торможения шина скользит по поверхности, и окружная скорость колеса становится меньше скорости автомобиля.
Рис. 6.5. Антиблокровочная система тормозов автомобиля Camry: 1 – датчики скорости передних колес; 2 – датчик отклонения от заданного курса; 3 – блок управления ABS/привода тормозов; 4 – главное реле ABS; 5 – комбинация приборов (контрольные лампы)
Антиблокировочная система (рис. 6.5) ограничивает давление, создаваемое в гидравлическом приводе тормозов, так, чтобы величина скольжения была оптимальной. Действие этой системы должно быть раздельным для каждого колеса. Система должна немедленно отвечать на каждое изменение поверхности (коэффициента сцепления) и нагрузки на автомобиль.
Антиблокировочная система препятствует блокировке колес при резком торможении, благодаря чему уменьшается тормозной путь. Сила сцепления между колесами и дорогой в этом случае больше, если при торможении продолжают вращаться колеса. Даже при полном торможении автомобиль остается управляемым. Датчики частоты вращения, по одному на каждом колесе, измеряют частоту вращения колеса. По сигналам датчиков электронный блок управления вычисляет среднюю скорость, примерно соответствующую скорости движения автомобиля. Сравнивая скорость вращения каждого отдельного колеса со средней вычисленной скоростью, электронный блок определяет состояние проскальзывания отдельного колеса и тем самым устанавливает. какое именно колесо находится в предблокировочном состоянии.
Когда один из четырех датчиков скорости колес передаст сигнал о блокировке соответствующего колеса, электронное управляющее устройство немедленно выдает сигнал закрытия к соответствующему впускному электромагнитному клапану, который перекрывает подачу тормозной жидкости через трубопровод к тормозу колеса. При этом сила торможения остается постоянной. Если скольжение продолжается, то открывается выпускной клапан, и давление в гидравлической системе данного тормоза уменьшается. Колесо не тормозит, излишки тормозной жидкости возвращаются в бачок. Как только колесо снова начнет вращаться, впускной клапан открывается, а выпускной клапан закрывается. Давление в контуре возрастает, и колесо снова тормозит.
Смена циклов торможения и свободного вращения колеса происходит очень быстро (несколько раз в секунду) и продолжается до остановки автомобиля либо до отпускания педали тормоза.
Процесс повторяется при резком торможении отдельно для каждого колеса до тех пор, пока не будет отпущена педаль тормоза.
Аварийная система обеспечивает отключение ABS при любой неисправности или низком напряжении в бортовой сети автомобиля (ниже 10 В). Неисправность ABS не влияет на работу тормозов.
Гидравлический привод состоит из гидравлического блока, суппортов тормозов и тормозных трубок. В гидравлический блок входят электрический насос, создающий давление, и электромагнитные клапаны.
Назначение системы TRC
На основе сигналов, поступающих от датчиков частоты вращения 4 колес, блок управления ECU/TRC/ABS определяет пробуксовку колес. В случае пробуксовки какого-либо колеса по команде блока управления изменяется давление тормозной жидкости к буксующему колесу и отсекается подача топлива в двигатель. Этот блок также уменьшает угол открытия дроссельной заслонки. В дальнейшем положение дроссельной заслонки фиксируется таким образом, чтобы обеспечить требуемую мощность двигателя. При пробуксовке какого-либо колеса система TRC автоматически подводит к нему давление тормозной жидкости. На приборной панели мигает контрольная лампа системы, оповещая водителя о работе системы TRC. При включенной системе TRC водитель может ощущать некоторую инертность движения. Это явление указывает на неисправность, поскольку оптимальное тяговое усилие имеет приоритет над другими функциями при работе системы TRC. Во время движения на участках, где изменяется коэффициент сцепления с дорожным покрытием, при переключении на пониженную передачу или нажатии на педаль акселератора до упора система TRC может временно включаться.
Если неисправность возникает в системе управления дроссельной заслонкой, блок ECU/TRC не действует. В этот момент работает только система управления ABS.
Назначение системы ECU
Рис. 6.6. Система TRC/ECU автомобиля Camry: 1 – комбинация приборов; 2 – датчик угла поворота рулевого колеса; 3 – контрольная лампа противозаносной системы (VCS); 4 – лампа аварийной сигнализации тормозной системы; 5 – контрольная лампа ABS
В дополнение к работе систем ABS/ TRC система ECU (рис. 6.6) через датчик угла поворота и датчик давления воспринимает силу воздействия на рулевое колесо и тормоза. Используя информацию от датчика отклонения от заданного курса/датчика бокового ускорения (G-датчика) и датчиков частоты вращения колес, система ECU оценивает режим вождения и повышает устойчивость путем регулирования тормозного усилия на четыре колеса и выходной мощности двигателя.